Орден Славы стал уникальной по своей сути наградой. Он появился в тяжелое для страны время. В 1943 году после завершения Курской битвы Сталин принял решение об утверждении ряда новых наград. Одна из них предназначалась специально для солдат и получила название "Орден Славы".
После того, как творческая группа состоящая из художников, графиков и даже архитекторов представила несколько проектов, Сталин выбрал один из них, но попросил заменить его портрет на изображение Спасской башни, а число степеней ордена снизить до трех.
Особенным орден делало то, что его нельзя было получить за выслугу лет или за проведение работы с личным составом. Орден получали только те, кто отличился в бою, проявил героизм и мужество. В Статусе ордена указывалось 32 "боевых" пункта за который его могли вручить.
После утверждения орденом стали награждать отдельных солдат, сержантов и младших лейтенантов авиации проявивших себя в боях за Родину. Но случай в январе 1945 года можно считать поистине уникальным.
При прорыве немецкой обороны в районе Вислы перед 1-м батальоном 215-го полка 77-й гвардейской стрелковой дивизии была поставлена задача провести разведку боем немецкой линии обороны в районе Вислы на высоте 166,7. Согласно задаче, если удастся овладеть первой линией обороны и занять переднюю траншею, необходимо развить наступление. Затем атаковать вторую линию, чтобы изучить опорные пункты врага. В случае неудачи отступить, провести арт подготовку и повторить маневр.
Командовал батальоном гвардии майор Емельянов Борис Николаевич. Емельянов был призван в РККА в 1939 году. Окончил Подольское стрелково-пулеметное училище. В начале войны попал в окружение, но смог пробиться к своим. В последующем участвовал в боях за Москву, в Сталинградской битве, Курской битве, форсировании Днепра, а с 1943 года принял командование 1-м батальоном 215-го полка.
Для усиления батальону предоставили три танка Т-34, четыре САУ СУ-76 и инженерную роту. Артиллерийским огнем батальон поддержала батарея 79-го гвардейского истребительно-противотанкового дивизиона. Батарея ударила в 8.30 утра и "работала" по немецким позициям всего 25 минут. После этого в атаку пошла пехота.
Первый огневой налет длился не час, как обычно, а 25 минут. Чаще всего, как только мы открывали огонь, противник успевал отвести свои войска на вторую и даже третью линию обороны. Мы расходовали много снарядов, не причинив особого вреда. А в этот раз поразили оборону немцев на глубину 6-8 км. Пехота пошла в атаку вслед за огневым валом, чего противник не ожидал. (Источник: Совершенно Секретно. "Первый наш стрелковый батальон" Интервью генерала Казакова
Немецкая оборона была очень хорошо организована. Немецкие позиции были буквально перекопаны траншеями. Передний край обороны защищали несколько рядов проволочных заграждений защищенных минными ловушками. При этом подступы к ним прекрасно просматривались и были защищены пулеметчиками.
Но погода способствовала наступлению. Туман и густой снег скрыли батальон от немцев, которые ожидали продолжения артиллерийского обстрела. За сотню метров до первой линии немецкой обороны солдаты заняли позиции и приготовились к атаке. В результате первая траншея была взята за восемь минут.
Но немцы, оправившись от неожиданности, дальше оказали яростное сопротивление. Тут то бойцы батальона и проявили героизм и мужество, рискуя жизнью, но не желая отступать. Гвардии сержант Гаврилюк потерял весь свой взвод и сам был ранен, но перевязав себя он продолжил вести огонь, пока вокруг не осталось ни одного живого немца.
Рядовой Бахметов дополз до немецкого пулемета, который мешал продвижению пехоты и забросал его гранатами. Гвардии сержант Перов закрыл собой немецкий ДОТ, повторив подвиг Александра Матросова. Лейтенант Гурьев и два бойца его взвода пошли врукопашную на немецких минометчиков и одолели их. В 9.25 была захвачена вторая линия немецкой обороны.
Третья линия проходила по другую сторону берега реки Чернявка. Танки и самоходки не смогли поддержать атаку и пехота вплавь атаковала немецкие позиции. В 13.15 траншея была взята. Батальон потерял семьдесят одного человека, но закрепился на позиции и держал оборону до подхода основных сил.
Немцы потеряли в этот день до 80 солдат и офицеров. В руки батальона попали около 50 орудий, 8 пулеметов и 20 винтовок. Но батальону не суждено было пойти на заслуженный отдых. Немецкий фронт был прорван, была освобождена Варшава, 215-й полк вступил в бой за город Лодзь, форсировал реку Варта. 29 января батальон вышел на границу с Германией, на следующий день достиг Одера и продолжил громить фашистских захватчиков.
с 14-го по 27 января уничтожено до 450 вражеских солдат и офицеров, взяты в плен 900 человек, захвачены 11 складов, 72 орудия, 10 минометов, 66 пулеметов, 600 винтовок, 88 автомашин, освобождены сотни населенных пунктов. (Из наградного листа. Источник: Совершенно Секретно. "Первый наш стрелковый батальон")
Командование высоко оценило подвиг батальона. Было принято решение наградить Орденом Славы весь личный состав включая павших. А Военный совет 69-й армии присвоил батальону почетное звание "Батальон Славы". Это был уникальный и единственный за всю войну случай награждения всего личного состава Орденом.
При награждении выяснилось, что некоторые бойцы уже имеют Орден. В результате трое бойцов стали полными кавалерами Ордена Славы. Командир батальона майору Емельянову и командиру взвода лейтенанту Гурьеву было присвоено звание Героев Советского Союза.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.