Найти тему
Отчий дом в селе

Переехать из города в деревню. Наша история. Часть 1

В 2018 году мы купили отцовский дом в деревне в Мордовии, куда планируем переехать из Ростова-на-Дону. Дом долгое время находился в запущенном состоянии. Мы потихоньку его восстанавливаем, каждое лето приезжая в деревню на несколько недель.

Нам захотелось переехать в деревню не с бухты-барахты. Это желание крепло в нас постепенно.

Деревенская улица
Деревенская улица

Предыстория нашего переезда в деревню, пожалуй, начинается с 2015 года, когда мы услышали об акции «Бессмертный полк». Мы узнали, что в открытом доступе в интернете появились архивные данные об участниках Великой Отечественной войны, и стали искать информацию о моем пропавшем без вести дедушке и об отце моего мужа Николая. Из открытых источников нам стало известно, что мой дед был представлен к медали «За отвагу» и что пропал без вести позже, чем мы считали. Об отце мужа выяснилось, что он непродолжительное время находился в немецком плену, но об этом в семье он никогда не упоминал.

На этой «архивной» волне мы принялись за поиски сведений о наших семьях. Началась переписка с архивами, общение с родственниками и старожилами тех мест, где жили наши деды. Я узнала, что мой дед был репрессирован, осужден в 1936 г. по политической статье, в 1992 году реабилитирован. Из архива мне прислали копию его следственного дела.

Мой муж хотел узнать, куда исчез его дед в начале 1930-х годов, возможно, был раскулачен. Кое-что о нем мы узнали из архивов, но его исчезновение так и оставалось загадкой.

Вот в таких метрических книгах в ГАРМ мы искали записи о родственниках Николая
Вот в таких метрических книгах в ГАРМ мы искали записи о родственниках Николая

В сентябре 2016 г. по просьбе моего папы мы съездили с ним на его малую родину – в село Украинская Буйловка Воронежской области. Ему хотелось посмотреть на родные для него места, где он родился и вырос. Деревни давным-давно нет, кое-где только сохранились остатки заборов из жердей, несколько одичавших плодовых деревьев да развалины церкви. Говорят, что в 1920-е годы в деревне было около 500 дворов. После известных потрясений (коллективизации, раскулачивания, войны, послевоенного голода, укрупнения колхозов и ликвидации неперспективных деревень) село медленно, но верно пришло в упадок и где-то в начале 80-х годов полностью прекратило свое существование.

Развалины церкви в селе Украинская Буйловка
Развалины церкви в селе Украинская Буйловка

Кстати, кому интересно, летом 2016 года Украинская Буйловка прославилась на всю страну: из реки Дон рядом с бывшим селом был поднят танк Т-34, затонувший во время Великой Отечественной войны. Это событие показывали по всем центральным каналам телевидения. Танк отреставрировали и разместили в парке «Патриот» в подмосковном Алабино. Папа говорит, что в Дону это был не единственный затонувший танк, но этот какой-то уникальный из ограниченной серии.

В этой поездке мы навестили знакомых и дальних родственников в деревне Сиротовка, расположенной в нескольких километрах от бывшей Буйловки. Природа, воздух, дружелюбие людей, знакомый с детства говор на суржике, покой и простор так сильно впечатлили нас, что невольно закралась мысль: было бы неплохо когда-нибудь переехать жить в такое место. Рассказ родственников о преимуществах переезда в деревню на все лето тоже «подлил масла в огонь». Живя в Подмосковье, они вынуждены были подолгу находиться в Сиротовке, т. к. престарелая мать требовала ухода. А после ее смерти деревенский дом продавать не стали, оставив его в качестве летней резиденции. Приезжают туда на все лето побыть на природе, да и жизнь в селе для пенсионеров дешевле (по крайней мере, в части коммунальных платежей).

В саду у родственников
В саду у родственников

Поездка в Воронежскую область вдохновила нас в 2017 г. съездить на малую родину мужа – в Мордовию. Мордовия нам очень понравилась. В поисках документов о семье Николая мы отправились республиканский государственный архив в Саранске. Столица Мордовии – приятный и красивый город, по сравнению с Ростовом – очень спокойный. В поселке Кадошкино нашлись наши однофамильцы (совершенно чужие нам люди!), которые оказали нам королевский прием.

Потом мы направились в село, где родился Николай. Хотели просто посмотреть на него и, если повезет, найти старожилов и расспросить о событиях 30-х годов. В деревне мы тоже ночевали у «незнакомцев» - пожилой пары, с которыми познакомились в день приезда. Дедушка показал нам дом, где жила семья моего мужа до отъезда из села. Дом был добротный, еще достаточно крепкий, но заброшенный и уже начавший приходить в упадок, т. к. в нем никто не жил несколько лет. Кроме того, «добрые люди» утащили трубу от русской печки, разломали внутренности печки-голландки, оборвали электрические провода и устроили беспорядок из остававшихся в доме вещей. Несмотря на это, дом произвел на нас хорошее впечатление. Поскольку мы живем в степном районе, дома у нас строят из кирпича, а не из дерева, поэтому бревенчатые дома вызывают у нас, обитателей безлесья, бурный восторг.

Отцовский дом
Отцовский дом

На обратной дороге домой, делясь впечатлениями о поездке, мы с мужем, не сговариваясь, подумали о том, что было бы неплохо выкупить отцовский дом, отремонтировать его и потом переехать жить в деревню.

На этом наша история подготовки к переезду в деревенский дом не заканчивается. Заходите на канал почитать другие истории!

Некоторые истории здесь:

#купил дом в деревне

#деревня жизнь

#переезд из города в деревню