Найти тему

Когда лучше начинать изучать иностранный язык?

Многие родители задаются вопросом: когда же ребёнку лучше начинать изучать иностранный язык? Вопрос интересный. И однозначного ответа на него нет. Единственное, что надо учитывать всем, кто желает изучать иностранный язык: за один день и даже за несколько месяцев выучить его не получится. Что-то за это время выучить, конечно, реально, но вот знать в совершенстве, это вряд ли.

Итак, рассмотрим варианты, в каком возрасте можно начинать учить иностранный язык. Я бы сказала, в любом.

Но для каждого возраста есть свои нюансы.

  • С рождения. Современные мамы, у которых на свет появился первый ребёнок, очень хотят вырастить гения. Поэтому самые активные и амбициозные решают, что изучать английский язык надо в прямом смысле с пелёнок. И если есть спрос, то, конечно, появляется и предложение. Думаю, что, даже если Вы не родитель малыша, Вы, наверное, слышали об "Английском с пелёнок" (это собирательное название всех пособий по английскому языку, таких пособий десятки, если не сотни уже) или о методике Глена Домана.
Вот пример книги.
Вот пример книги.

Как выглядит на практике обучение иностранному языку с рождения? Совсем маленькому ребёнку мама или другой взрослый показывает карточки с изображением чего-либо и называет то, что на них изображено. Только по-английски.

Вот, пожалуйста.
Вот, пожалуйста.
Или вот.
Или вот.

Когда ребёнок начнёт сидеть, можно показывать книги, содержащие много картинок. Например, такие:

-4

А потом можно учиться читать на английском языке. Я не буду описывать всю методику обучения чтению по Глену Доману (см. ссылку выше), скажу только что она требует ОЧЕНЬ МНОГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ у родителей. И обязательно нужно соблюдать те правила в обучении, которые разработаны автором.

Параллельно ребёнок может слушать детские песни на английском языке и короткие стишки.

То есть принцип обучению английскому языку (или какому-то другому иностранному) c рождения тот же, что и принцип обучения родному языку. Только есть одно НО. Речь на родном языке ребёнок слышит отовсюду и всё время, которое не спит. А для английского языка надо находить время специально и потом искусственно создавать ситуации для общения. И, чем больше, тем лучше. В идеале хорошо иметь рядом человека, который всё время будет общаться с ребёнком на иностранном языке.

Во времена Пушкина это были иностранцы, которые выполняли роль гувернанток и гувернёров. И молодые люди, которые с рождения слышали иностранную речь, свободно изъяснялись на немецком или французском языках. Такая тогда была мода или необходимость.

  • С детского сада.

Многие детские сады предлагают изучение английского языка (реже какого-то другого) в виде платных услуг. Иногда иностранным языком владеет сам воспитатель, и в дошкольном учреждении практикуют занятия по иностранному языку у учащихся всей группы сразу.

Безусловно изучение иностранного языка в возрасте 4-6 лет, если детям интересно на занятиях, хорошо сказывается на их общем развитии. Но ждать, что ребёнок бегло заговорит по-английски после таких занятий, не стоит. Обычно занятия проходят устно и в игровой форме. Дети учат цифры и цвета, называть своё имя и говорить, как настроение, изучают названия животных и продуктов питания. Часто им предлагаются для заучивания коротенькие стишки и песенки.

Если родители не занимаются с детьми дополнительно дома, то дети запоминают только то, что часто слышат и повторяют. Многое зависит от их слуховой памяти. Более подробно о том, как проходят занятия в детском саду, можно почитать здесь.

  • С начальной школы.

В Беларуси дети начинают изучать иностранный язык как предмет с третьего класса. Обычно это три раза занятия в неделю. Иногда школа за счёт часов школьного компонента может предложить факультатив по иностранному языку уже, начиная с первого класса. Также всегда есть возможность организовать группу по изучению английского языка на платной основе.

Дети изучают английский в первом - втором классах обычно устно, примерно так же, как и в детском саду.

Лично я, как учитель, очень положительно отношусь к изучению иностранного языка с возраста 6-7 лет. Дети уже хорошо говорят на родном языке и вполне готовы к изучению второго языка.

Но тут есть тоже свои подводные камни. В Беларуси, начиная с первого класса, изучают два языка. Это русский язык и белорусский язык. Один из языков для ребёнка немного иностранный. В последнее время это белорусский язык, к сожалению. То есть дети слышат его по большому счёту только на занятиях в детском саду. Дома родители обычно говорят на русском языке. Но есть ситуации прямо противоположные. Ребёнок растёт в белорусскоязычной семье, ходит в белорусскоязычный детский сад, и тогда русский язык воспринимается им, как иностранный. И вот английский язык или какой-то другой, - это третий язык для белорусских детей.

Но, как бы парадоксально это не звучало, английский язык дети изучают с бОльшим удовольствием, чем белорусский. Почему? Читайте в одной из моих статей.

О том, как я работаю с учащимися начальной школы, Вы можете прочитать в моих статьях, ссылки на которые Вы увидите ниже.

  • С начала средней школы.

На мой взгляд, начинать изучать иностранный язык с лет 10-11 просто замечательно. Во-первых, ребёнок хорошо владеет родным языком в плане произношения, написания и грамматики и уже неплохо изъясняется на втором изучаемом в Беларуси языке. Третий язык (любой иностранный) учить в этом возрасте намного легче.

Обучение в таком возрасте проходит более осознано. Особенно это важно для изучения грамматических явлений. Дети в возрасте 10 - 11 лет начинают лучше понимать абстрактные существительные, такие как части речи и времена глагола, члены предложения, словосочетания и т. д. и т. п.

Не поздно начинать изучать иностранный язык и седьмого, и с восьмого, и с одиннадцатого класса. И даже после школы, в ещё более сознательном возрасте: в вузе и даже после его окончания.

Иностранный язык вообще никогда не поздно изучать. Чаще всего люди, которые в зрелом возрасте опять берутся за изучение иностранного языка, хотят доучить то, что не понимали в школе. Бывает и такое, что в возрасте двадцати-пятидесяти лет и даже позже люди начинают изучать совсем новый для них иностранный язык. Цели обучения у них могут быть разные. Об этом я обязательно напишу в будущем статью, и не одну.

В заключение могу с уверенностью сказать, что изучение иностранных языков полезно в любом возрасте, ибо, как сказал великий немецкий поэт И.В. Гёте : "Кто не знает иностранных языков, тот не знает и своего собственного". А ещё иностранный язык очень полезен для изучения в пожилом возрасте, так как позволяет оставаться долгие годы в доброй памяти, то есть избавляет от слабоумия.

Как я работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 1. (Мягкие) игрушки

Как я работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 2. Картинки

Как работаю с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 3. Аудио и видеоматериалы

А что думаете по этому поводу Вы?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!