Согласно отчета British Petroleum за 2020 год, Россия является четвертным по объемам экспорта сжиженного природного газа страной. Основным поставщиком СПГ является компания НОВАТЭК.
При этом основным способом транспортировки СПГ являются морские танкерные перевозки с Ямала. Часть поставок осуществляется по Северному морском пути в Китай, т.е. СПГ танкеры преодолевают огромное расстояние через два океана: Северный Ледовитый и Тихий.
В текущей геополитической ситуации танкерная транспортировка в открытом море несет в себе дополнительные риски из-за большой протяженности экспортного маршрута.
Одним из вариантов снижения рисков, а также для увеличения скорости поставок сжиженного природного газа с Ямала могла бы стать транспортировка СПГ с Севера через Урал по транссибирской магистрали на Дальний Восток РФ, а также в Европейскую часть РФ.
Частично этих целей будет реализован проект «Северный широтный ход» для связи с ямальским портом Сабетта.
Несмотря на развитие проектов Сахалин и Сахалин-2 СПГ объемы производства сжиженного газа на Сахалине не так уж велики по сравнению с объемом газа НОВАТЭКа Ямал СПГ.
Существующая технология производства и транспортировки СПГ в целом рассчитана на специальные танкерные суда. При этом железнодорожная транспортировка СПГ представляется технически возможной.
К тому же движение железнодорожных составов будет проходить полностью внутри территории России, что исключает возможность внешнего воздействия на транспортировку углеводородов.
Несмотря на меньшую грузоподъемность железной дороги по сравнению с танкерным флотом он имеет большую скорость транспортировки и в целом не зависит от погодных условий и навигации, что весьма важно в зимний период.
Поскольку европейская и российская железнодорожные колеи отличаются по ширине, терминалы для разгрузки СПГ будет необходимо строить непосредственно на границе, без ее пересечения составами с СПГ. Это существенно увеличит скорость разгрузки на приемном терминале.
Также перевозка сжиженного природного газа позволит обеспечить дополнительную загрузку малоиспользуемых участков железных дорог.
Создание железнодорожных составов для транспортировки СПГ могло бы значительно повысить надежность и скорость поставок СПГ на азиатский и европейский рынки, а также дать развитие производства специального железнодорожного транспорта в России.
Продолжение темы: https://zen.yandex.ru/media/id/61c08b023ba2f433768cccb5/razvitie-teploenergetiki-61f1c786d0f405724d193dd3