Найти тему

Пушки для революции. Военная приёмка.

Корпус королевской артиллерии Людовика XVI. Примерно такие ребята вступили в революционные войны. Изображение из открытых источников.
Корпус королевской артиллерии Людовика XVI. Примерно такие ребята вступили в революционные войны. Изображение из открытых источников.

Начало: Пушки для революции. Люди и ресурсы.

Пушки для революции. Технологии войны.

Приёмка изготовленных орудий производилась специальными комиссиями в составе прикомандированных к военным мануфактурам армейских представителей, комиссара и литейщика.

На первом этапе производился внешний осмотр пушки на предмет выявления оловянных пятен, вздутий и раковин. Вздутия срезались, если под ними обнаруживались каверны, оценивалось их влияние на состояние орудия. Обследование канала ствола старались проводить в солнечный день при помощи зеркала, а если было пасмурно, использовали горящую свечу. Визуально выявляли раковины, а их глубину и ширину узнавали при помощи железной «кошки», облепленной воском. Все недостатки детально описывались.

Примерно так мог выглядеть молодой артиллерист Бонапарт. Изображение из открытых источников.
Примерно так мог выглядеть молодой артиллерист Бонапарт. Изображение из открытых источников.

Используя различные инструменты, лекала и обрезную доску, сделанную по профилю орудия, осуществляли проверку линейных габаритов изделия, сверяясь со специальными таблицами. Например, морская пушка сразу браковалась, если калибр превышал одну линию (~2,2 мм) от установленного диаметра или был меньше на 6 точек (~1,2 мм). Все орудия, не удовлетворявшие требованиям, безжалостно отсеивались, а работа литейного мастера не оплачивалась.

Любопытно, что ближе к наполеоновским временам стоимость орудия для казны составляла: 12-фунтовая пушка на лафете 3774 франка, 8-фунтовая пушка или гаубица 2730 франков, 4-фунтовая – 1760 франков. Стоимость ядра 1,50, 1 или 0,5 франков соответственно, в зависимости от калибра.

Пушки прошедшие первичный контроль и имевшие «терпимые» недостатки допускались к следующему этапу проверки. Орудие вывозилось в поле, где укладывалось на специальный станок, представлявший собой подобие саней на полозьях, с вырезами для цапф в верхней части. Пушки заряжались в присутствии членов комиссии. Для испытания 12 фунтовых полевых орудий использовали 4 ¼ фн пороха, 8 фунтовых - 3 фн, 4 фунтовых – 2 фн. Порох употребляли особый, отбирая самый сухой и зернистый.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Ствол пушки прочищали банником. Вкладывали пороховой картуз равный половине веса ядра, пыж, потом два специальных калиброванных ядра и вновь пыж. Каждый пыж крепко прибивали четырьмя ударами. Для поджога пороха в затравке использовали длинный пальник или медленно горящий запальный шнур, чтобы расчёт мог занять укрытие. Так производили от двух до пяти выстрелов подряд (в зависимости от предназначения орудия – морские, полевые, крепостные).

Если орудие выдерживало проверку, его вновь осматривали при помощи инструментов, позволяющих определить глубину раковин в стволе. Выявляли, не увеличились ли от выстрелов уже известные раковины и не появились ли новые. Все обнаруженные недостатки вновь аккуратно описывались. Орудия с пороками браковались, после чего переходили к третьему этапу проверки.

Для этого деревянным гвоздём, густо смазанным салом, затыкали затравочное отверстие. Поднимали дуло пушки, заворачивали его в непромокаемую холстину и заливали водой при помощи лейки. Оставляли так на некоторое время, чтобы вода могла заполнить все поры и трещины. Затем холстину снимали, а в дуло пушки загоняли поршень (обычный банник, плотно обёрнутый в толстой ветошью). Если орудие имело небольшие трещины, то вода начинала просачиваться наружу.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

При осмотре бронзовых орудий особое внимание уделялось затравочному каналу, так как он изготавливался отдельно из медного стержня и мог неплотно примыкать к стволу. Если вода проявлялась у затравочника, то литейщик был обязан заменить трубку, а орудие направлялось на испытание по новому кругу. В случае, если дополнительных пороков не выявлялось, пушка принималась.

Каждое орудие взвешивали и ставили на нём особые клейма. Вес пушки указывали на левой цапфе. Кроме того, на цапфах размещали номер изделия и название литейной мастерской. Год литья выбивали на тарельной части, по левую сторону от затравки, а по правую – инициалы литейщика. Знак приёмки «МА» ставился на конце казённой части ствола, после этого орудие направлялось в войска.

Друзья! В продолжение темы Революционных и Наполеоновских войн читайте:

ПОРОХ ДЛЯ РЕВОЛЮЦИИ

КОМИССАРЫ В ПЫЛЬНЫХ ШЛЯПАХ

КРОВАВАЯ БАНЯ ДЛЯ МОЛОДОЙ ГВАРДИИ. БИТВА ПОД КРАСНЫМ

ОСТРАЯ БРИТВА ИЗ ХРУПКОЙ СТАЛИ. АРМИЯ НАПОЛЕОНА В 1815 Г.

БРАВЫЕ САКСОНСКИЕ ПАРНИ ПРИ БОРОДИНО

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.