Невозможно поверить, что подобное мог сотворить режиссер «Петрова и Васечкина». Ученого-историка от просмотра картины может хватить удар. Любитель мистики и ужасов благополучно уснет к середине. И только некоторые досмотрят до конца, любуясь красивыми русскими девушками. Без одежды.
30 лет назад, в январе 1992 года на экраны уже российских кинотеатров вышел один из последних советских фильмов - «Феофания, рисующая смерть». Совместное производство Одесской киностудии и продюсерской компании из США.
В годы Перестройки совместные проекты с американцами посыпались как из рога изобилия. В нашей стране гласность и переосмысление истории, а американцы просто жаждут познакомиться с неведомой Russia. И советские кинематографисты бросаются создавать картины на потеху западной публике.
Схема простая. Берем известное событие из отечественной истории. На историческую достоверность не обращаем внимание. Главное выбить у зарубежного зрителя эмоции. Надо, чтобы условный американец просто «офигел» от русской экзотики.
Отдаем главные роли более-менее известным голливудским актерам. А на остальные набираем звезд советского кино. Русским платим по сто долларов, что для Запада смешные деньги, а для СССР огромный гонорар. Массовка и натурные съемки вообще обойдутся в копейки, а точнее в центы.
В 1991 году бывший советский, а ныне американский режиссер Андрей Михалков-Кончаловский снимает картину о Сталине – «Ближний круг». Вождя народов сыграл Александр Збруев, а Берию популярный британский актер Боб Хоскинс.
В том же году выходит картина «Чернобыль. Последнее предупреждение», главную роль в которой исполнил популярный актер Джон Войт – отец Анджелины Джоли.
«Феофания, рисующая смерть» должна была показать западному зрителю неведомую Древнюю Русь.
Режиссером стал Владимир Алеников, снявший два фильма о Петрове и Васечкине – настоящую классику советского детского кино. В 90-е он уехал в США, но так и не смог там закрепиться. Вернувшись в Россию, много лет трудился большим киночиновником. В 2021 году на экраны вышла его картина «Небесная команда», посвященная авиакатастрофе хоккейной команды «Локомотив» (Ярославль).
О чем же «Феофания»?
Время действия - XI или XII век. Затерянное в лесах славянское поселение. Значительная часть жителей - язычники, поклоняющиеся Перуну. Но есть и первые христиане, во главе со священником, построившим в деревне церковь. И те и другие живут относительно мирно, пока в окрестных лесах не стали находить тела молодых девушек. Со следами укусов оборотня.
Главная героиня Феофания – языческая ведунья. «Рисующая смерть» означает, что она, в том числе, готовит тела девушек к погребению – убирает шрамы, красит (рисует) им поврежденные лица. Красавица-колдунья живет вместе с сыном отдельно, ее боятся и недолюбливают и христиане, и язычники. Феофания узнает, что нападения совершает никакой не оборотень, а самый настоящий человек. И теперь ее жизнь в опасности…
По описанию, вполне себе рабочий сюжет. Тут тебе и реальные исторические факты – как известно княжеская Русь была крещена в 988 году, но еще несколько веков глубинка оставалась языческой.
И мистика вместе с детективным сюжетом. Ну и любовные страсти, куда уже без этого.
А так, как никто толком не знает, как жили наши предки почти тысячу лет назад, то есть где развернуться для талантливых декораторов, гримеров и костюмеров. Но только все это никому не нужно.
Картину изначально снимали для западного зрителя. Причем весьма невзыскательного западного зрителя. «Очищение» (The Clearing) – такое название лента носит в англоязычном варианте – предназначалась для распространения на видеокассетах и по кабельным ТВ-каналам.
Здесь не нужна историческая достоверность. А потому все язычники носят христианские имена. Включая старосту деревни по имени Григорий. При этом как водится у нас, у русских, все его именно, так и называют. Не Гриня, не Гришка, не Гришаня, а именно Григорий, полным именем. Ну, естественно, зачем путать американских зрителей уменьшительно-ласкательными вариантами.
Григория сыграл похожий на Талькова американский актер Джорж Сигал. Он был звездой Голливуда в 60-е годы, номинировался на «Оскар», получил «Золотой глобус», но в 80-е оказался не удел и снимался в малобюджетных фильмах.
Что делают язычники на празднике в честь Перуна? Правильно – устраивают вакханалию. Это вообще старинный русский обычай, по мнению стандартного американца.
Как поступают с колдуньями? Правильно – норовят их сжечь. Как в Западной Европе во времена инквизиции. Зачем западному зрителю, случайно начавшему смотреть картину, объяснять, что знахарей и ведуний в русском селе никто никогда не трогал. Именно они лечили людей и животных, снимали проклятья и накладывали привороты, вызывали хорошую погоду и боролись с неурожаем.
Что касается мистики и детектива – все примитивно. Равно как и диалоги. Главная задача создателей картины – показать русских дикарей. И разукрасить скучное повествование красивыми женскими телами. Режиссер Владимир Алеников для зрителей раздел не только кучу малоизвестных актрис, но и свою супругу Тамару Тана, сыгравшую Феофанию.
В итоге получилась даже не «историческая клюква», не «русский лубок», а самый настоящий древнерусский треш.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Неприступная красота: Валентина Карева – одна из самых недооцененных актрис советского кино