Найти в Дзене
House of history

Вера в семерых. Каким богам поклонялись предки русских?

Оглавление

О религии скифов сегодня основном мы знаем благодаря сообщению геродота он перечисляет семерых богов сравнивая их с греческими богами. Исследователи считают что он скифов прослеживается культ семи богов напоминает веру в "Семерых" из игры престолов, так во что-тоже верили скифы? Правда ли что у верховной богини было волшебное зеркало как в сказках? Правда ли что в скифов была мать сыра земля почему папой так похоже на наш папа кто такие Гайтасир и Фугамасад и откуда вс киска мифологии появились греческий Арес и Геракл?

Богиня Табити.
Богиня Табити.

У воинственных скифов главной была богиня Табити. Женские божества вообще занимают самое главное место в пантеоне, Табити богиня домашнего очага, огня рода, Геродот сравнивают ее с греческой Гестией но у греков богини очага играла второстепенную роль кстати по-римски Гестия это Веста это с ней связана те самые весталки. Скифская Табити намного древнее как считают исследователи Табити восходит к эпохе матриархата когда женщина мать была главой рода объединенного вокруг священного очага. Табити прародительница и царица скифов величайшая их клятва по свидетельству геродота клятва царским очагом царскими предками. Важным атрибутом Табити
являлась волшебное зеркало в котором отражались все судьбы людей и происходящие на земле события. Прежде чем самим испить из кубка скифы выливали немного в огонь,чтобы напоить богиню, считалось что богиня страшно обидится и будет жестоко мстить тем кто об этом забудет. Скифы как и элены тщательно хранили свой очаг, выжигать его чужого было не принято, до сих пор у греков существует обычай передачи священного огня зажженного от домашних очагов далекой родины.

Статуэтка  бога Папая.
Статуэтка бога Папая.

Главным мужским божеством являлся бог Папай, который Геродот сравнивает с Зевсом. Его имя означает "Отец". Являлся богом неба, прародителем скифов и творцом мира. Его божественной спутницей была богиня Апи дочь реки Борисфен (Днепр). Являлась олицетворением земли и воды.

Сразу за тройкой верховных богов пересказе Геродота идет одно из самых загадочных божеств, Гайтасир его функции не ясны до сих пор. Геродот его сравнивает с Аполлоном. Скорее всего Гайтасир бог ветров,гроз и бурь, охранитель скота,волшебник и лучник следующий Геродот называет другую великую богиню Аргимпасу это богиня плодородия и он сопоставляет
её с греческой Афродитой. Аргимпаса наиболее антропоморфное божество скифского пантеона именно она скорее всего владычица умерших великое божество жизни и смерти. Фагимассада по указанию Геродота почитали только царские скифы поэтому в семерку богов он не входит, его Геродот сравнивают с греческим богом море Посейдоном а вот на Аресе Геродот останавливается особо. Он описывает его святилище и посвященный ему ритуал жертвоприношения чего не делает при перечислении других богов из этого как правило делают вывод что именно его культ похоже занимал в скифской религии важнейшее место, скифы не воздвигали своим богам культовых сооружений всем за исключением Ареса в каждой области было его святилище огромная куча хвороста с мячом наверх и не но при этом Ареса Геродот называет последним и его скифского имени не приводит, убедительного объяснения этому не найдено до сих пор.В одной гипотезе у него просто не было скифского имени как не было его изображения,бог войны почитался в виде меча. Помимо Геродота о почитании скифами бога войны в образе священного меча сообщает римский географ Помпоний Мела он также сообщает что скифскому богу войны посвящали пояса для ношения оружия. Лукиан рассказывает о скифской клятве ветром и мечом. Скифский культ священного меча упоминают и ранние христианские авторы. Появление греческого героя Геракла среди скифских богов на первый взгляд выглядит странно его имя Геродот приводит без скифского соответствия впрочем исследователи считают что герой родоначальник отождествленное греками с Гераклом это известный по легенде скифов первый человек Таргитай обожествлённый герои, бог, воин,предок и покровитель царей, победитель чудовищ это его младший сын Колоксай смог поднять золотые плуг,ярмо секиру и чашу упавшие на землю по легенде тот кто спал рядом с этими предметами через год умирал исследователи говорят что это отголосок того что старшие братья убили Колоксая.

Тотем оленя.
Тотем оленя.

Еще один ценный источник о мифологии древних кочевников звериный стиль часть знаменитой скифской триады оружия, конское снаряжение и звериный стиль, которые являются своеобразной визиткой скифов. Но что же означают все эти хищники жестоко терзающие беззащитных животных? Это скифская картина мира воплоти хищные птицы олицетворения небесного мира, хищники мира подземного, наш мир мир смертных символизируют копытные которых и терзают разнообразные хищники из мира смерти. Ряд исследователей трактуют это как борьбу бога земных сил и громовержца сквозь которого просвечивают древний образ властелина подземного мира. Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень, олень с подогнутыми ногами посвященный великой богине это тотемное животное скифов проводник в загробный мир. Ярким примером оленного тотемизма служит и легенда о человеке олени, оленьи рога есть у кельтского Кернона, еще один знаменитый олений бок это хеттский Рунда культ этого бога был очень популярен и несомненно восходил глубокой древности так как статуэтки оленей встречаются захоронениях датируемых еще третьим тысячелетием до новой эры.