Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Забавно, но только песня Александра Городницкого, написанная аж через 115 лет (в 1963) после «рождения» самих Атлантов (в 1848), как бы исправила курьезность того, что огромные могучие почти пятиметровые Атланты вдесятером (!!!) напряженно держат в общем-то довольно легкий балкон. Возможно, это на ряду с культовым статусом песни и послужило причиной, по которой в 2018 году хит Городницкого стал официальным гимном Эрмитажа.
Но почему же Атланты вдруг карельские, если все мы с детства знаем их, как героев греческой мифологии?
Все дело в том, что изготовлены они были из Сердобольского серого гранита, который добывали близ нынешнего города Сортавала.
Интересно, что сердобольский гранит был известен давно, но до Петербурга добрался только во времена Екатерины Великой. Везти его на санях больше 250 верст было экономически невыгодно, тем более что гранит был и поближе - в Выборге. Но после открытия рускеальского мраморного месторождения в 1765 году для транспортировки ценного камня была проложена навигация от Сердоболя до столицы по водам Ладоги и Неве. И вот с появлением навигации стала возможна доставка в Петербург и сердобольского гранита.
Помимо Атлантов сердобольский гранит украшает также цоколь и колоннады Казанского Собора, наружную облицовку памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, из него сделаны колонны Львиного каскада в Петергофе, а также колонны Иорданской лестницы и Двадцатиколонного зала Эрмитажа. Ну и, конечно, атланты, которые хоть и греки исторически, физически все равно карелы!
Стоит сказать, что здание Нового Эрмитажа - это первое здание России построенное специально для нужд музея. В некотором смысле это было веянием моды на коллекционирование произведений гениев искусства, которая все активнее захватывала европейские королевские дворы с самого начала XVIII века, и которой следовала Екатерина Вторая. При ней, правда, Малый Эрмитаж так и не построили - практически сразу стало понятно, что он будет мал для коллекции задуманного масштаба, поэтому переключились на постройку Большого Эрмитажа, который ещё называют Старым Эрмитажем.
Кстати, проект предполагал, что Атланты не будут несущим элементом и лишь визуально будут «держать» конструкцию, а балки-прогоны портика Нового Эрмитажа (то самое «крыльцо», где стоят Атланты) будут опираться на колонны, к которым гранитные силачи прислоняются спинами. Но когда здание начало оседать из-за просадки той его части, что выходит к Зимней канавке, груз все-таки лег на плечи гигантов и они начали трескаться. Впервые это было замечено еще в 1909 году. И это вредит каменным изваяниям едва ли не больше, чем попавший в них 29 декабря 1941 года во время блокады Ленинграда немецкий снаряд.
На данный момент практическое решение проблемы «усталости» Атлантов от тяжести груза и спасения их от трещин не найдено, и остается только надеяться, что спасены они будут раньше того момента, когда уже безвозвратно обрушатся.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте статье 👍 и пишите комментари👇
Ещё одна интересная статья связанная с Карелией тут