Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Первые и тяжелейшие съемки Фаины Раневской в «Пышке»: самая удачная роль и неотапливаемые декорации «Мосфильма»

Однажды после репетиции в Камерном театре к актрисе подошел невысокого роста человек с подвижным, в чем-то женским лицом, представился — Михаил Ромм.

Рассказал, что запустил экранизацию новеллы Мопассана «Пышка» и хочет пригласить на роль госпожи Луазо Раневскую. Помолчал и добавил весьма решительно, что совершенно не соответствовало его внешности, — «об отказе не может быть и речи!».

Так Фаина впервые попала на съемочную площадку.

О том, как началась эта работа, Михаил Ильич Ромм вспоминал: «В апреле 1933 года меня вызвал директор и сказал, что если я возьмусь написать за две недели сценарий немой картины, в которой было бы не свыше десяти дешевых актеров, не больше пяти простых декораций, ни одной массовки и со сметой, не превышающей 150 тысяч, то мне дадут самостоятельную постановку».

Это было предложение начинающему кинорежиссеру, от которого нельзя было отказаться.

И Ромм не отказался.

Съемки проходили в тяжелых условиях — неотапливаемые декорации на «Мосфильме», ночные смены, потеря коробок с отснятым материалом, пересъемки.

Для Раневской этот дебют стал очередным испытанием, к которым она уже давно привыкла и из которого она вышла с честью.

«Вот уж Раневская, всем актрисам — актриса! Ее роль в „Пышке“ оказалась едва ли не самой удачной в фильме. Именно ей удалось показать буржуа такими, какими они были воистину в то время», — воскликнул актер, режиссер, театральный педагог Соломон Михоэлс после просмотра картины.

Показ буржуа у Ромма имеет во много гоголевскую подоплеку, ведь ни один из персонажей в «Пышке» не вызывает симпатии, в том числе и главная героиня Элизабет (Пышка) в исполнении Галины Сергеевой, увидев которую на студии, язвительная Раневская заметила: «Не имей сто друзей, а имей двух грудей».

Итак, перед нами уродливые маски человеческих пороков, этакое собрание босховских персонажей, снятых крупно, контрастно, подчеркнуто уродливо (оператором на картине был Борис Волчек). И именно в этой полуцирковой, полуапокалиптической обстановке склонная к гротеску Фаина Георгиевна почувствовала себя необычайно комфортно, виртуозно превратив «минусы» (как ей казалось) своей внешности в «плюсы», преобразив дебютную повесть 29-летнего Мопассана «Пышка» (Boule de suif — дословно — мяч, набитый салом) в абсурдистскую драму, когда добродетель и грех, подлость и великодушие суть одно и то же.

Фотография Фаины Раневской/kinopoisk.com
Фотография Фаины Раневской/kinopoisk.com

Только что вы прочитали отрывок из книги «Фаина Раневская. История, рассказанная в антракте» Максима Гуреева (16+)

В новой книге Максима Гуреева рассказывается о судьбе великой советской актрисы театра и кино Фаины Георгиевны Раневской. Она одновременно была любимицей миллионов зрителей и очень одиноким человеком. Главным в ее жизни был театр. Ему она посвятила всю свою жизнь и принесла самую жестокую жертву.

«Феноменальное везение — оказаться в нужное время в нужном месте, встретить именно того человека, который поддержит, поможет, даст единственно правильный совет, а еще следовать таинственным знакам судьбы, читая зашифрованное послание о будущем и выполняя все предписания, содержащиеся в нем. Вот что такое везение. Однако было бы заблуждением думать, что оно посещает лишь беспечно мечтающего, но не приносящего ему (везению) жертву. Порой самую жестокую — в виде любви, дружбы, семьи, здоровья. Да, везение — это выбор и бесстрашие, надменность и одиночество, когда себя в любом случае ставишь выше других...»

Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000qcr

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

«Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям. Играй после этого Островского!»: воспоминания Фаины Раневской о театре

«Жизнь — это для меня понятие коллективное». Записки гениального хирурга о жизни

«Король и Шут»: Андрей Князев о творчестве легендарной панк-группы

Стивену Хокингу 80 лет!

Катерина Шпица о том, как получила первую главную роль: «Ну неужели вы не видите, что я — то, что вам нужно?!»