По берегам реки Сыр-Дарьи, на много вёрст вокруг, раскинулись густые заросли камыша. Испокон веку облюбовали эти места для своего обитания среднеазиатские тигры. Не было у них здесь врага более сильного чем они. Киргизы кочевавшие по берегам Сур-Дарьи со своими стадами, ничего не могли противопоставить этому беспощадному хищнику. Огнестрельного оружия у киргиз почти не было, да и холодное оружие оставляло желать лучшего. Поэтому и страдали стада их скота от тигров. Нередко и сами киргизы становились добычей хищников.
Крупный, сильный и хитрый зверь-тигр - страшный противник человеку. Одного удара лапой достаточно ему чтобы нанести тяжелые увечья , а раз сомкнутые мощные клыки на шее уже не оставляю человеку никаких шансов.
Но после занятия русскими бассейна Сырдарьи положение переменилось. Тигров стали отстреливать. Среди личного состава гарнизонов русских укреплений нашлись смелые и отчаянные охотники которые добычу тигров сделали своим основным промыслом.
В середине января, на расстоянии пятнадцати вёрст от укрепления появилась семья тигров- два взрослых и три тигренка-подростка. Своё присутствие тигры зафиксировали кражей нескольких голов скота в ближайшем киргизском ауле. Извещённый о появлении тигров начальник форта организовал облаву на них. Но безрезультатно- не нашли следов. Через два дня выпал снег и киргизы пострадавшего от хищников аула, в числе десяти человек на лошадях, под предводительством двух братьев Масакбая и Худжабая, вооруженные тремя саблями и топором решили сами разделаться с тиграми. На след напали быстро, и вскоре нагнали двух тигрят. Последний бежавший тигрёнок на которого напирал конём Масакбай, вдруг развернулся и бросился на коня , вонзив ему в грудь свои когти. Масакбай оглушил тигрёнка обухом топора, а подскочившие товарищи связали и взяли хищника "в плен". Масакбай меж тем, не останавливаясь, нагнал второго тигрёнка и убил его топором. Зная что взрослые тигры начнут искать тигрят, киргизы не стали рисковать и забрав добычу уехали восвояси.
Для уничтожения оставшихся хищников киргизы обратились за помощью к начальнику русского укрепления. Начальник выделил в помощь киргизам опытного охотника на тигров , уральского казака , крещёного калмыка Николая Хорошхина и снабдил последнего своим двуствольным ружьём.
На следующее утро Хорошхин с Масакбаем, Худжабаем и ещё одним их родственником вышли на охоту. Напав на след тигра в камышах Хорошхин отправил киргиз вперёд распорядившись как можно громче шуметь и кричать, а сам сел в густых камышах в нескольких шагах от тигриного следа. Опытный казак хорошо знал коварные повадки тигров, предпочитающих нападать на своего врага сзади или сбоку. И здесь опыт его не повел. Минут через пятнадцать показалась взрослая тигрица быстро идущая по своему следу за киргизами....Два метких выстрела уложили зверя на месте. Довольные охотники отвезли трофей в форт. Больше половины дела было сделано. Три тигра были нейтрализованы. Оставалось ещё два.
Теперь к охоте присоединилось ещё четверо киргиз. Дней пять поиски оставшихся тигров были безрезультатны. Наконец след был найден. Перед камышом Хорошхин оставил пятерых киргиз в качестве резерва , а сам с со своими помощниками Масакбаем и Хаджабаем, вошел в заросли...Буквально через несколько шагов, сквозь стебли казак увидел его...Тигр неподвижно лежал, распластавшись на земле и прижав уши пристально глядел на человека налитыми кровью глазами. Лишь кончик его хвоста нервно вздрагивал. Зверь был так близко, что одним прыжком мог бы достать до Хорошхина. Медлить было нельзя и казак выстрелил. Зверь без звука завалился набок...Но не успели охотники обрадоваться своей победе, как тигр очнулся и бросился на Хорошхина. Масакбай не оставил товарища в беде и подбежав стал бить подмявшего под себя охотника тигра обухом топора по голове(наверное что бы не повредить шкуру). Но удары топора как будто не вредили сильному зверю, а только ещё больше злили его...Тигр оставил истерзанного Хорошхина и кинался на Масакбая, сбив его с ног. Подоспевшего на помощь Ходжабая постигла та же участь. Киргизы из резерва, услышав шум свалки в камышах, крики людей и свирепый рёв тигра, поспешили на помощь, и криком и саблями заставили хищника отступить и скрыться в камышах. О преследовании раненного зверя не могло быть и речи т.к. киргизы не умели стрелять из ружья. Поэтому, погрузивши раненых на коней, охотники поспешили в укрепление.... Врач осмотрев пострадавших нашел раны не опасными ( у всех в основном руки и головы). Раненых перевязали и стали готовиться к завтрашней охоте.
Наутро отряд казаков вышел добивать тигра. Раненные , которые за ночь отлежались, пришли в некоторую норму, стали просить взять их с собой. Их просьбу уважили. Поначалу пришлось поплутать, пока не напали на след. Редкие капли крови указывали что зверь спрятался в поле камыша размером с версту по окружности. Казаки оцепили камыш. Трое смельчаков: Семён Капняев, Люкьян Даншев и Шанахмет Шангиров, взяв ружья наперевес вошли в заросли. С тревогой и замиранием сердца смотрели стрелки из оцепления как колышутся верхушки камыша, указывая путь удаляющейся группы....
Семён Капняев шел первым , смело раздвигая камыши, с расчётом на то, что к этому времени истёкший кровью, раненный зверь будет вполне обессилен и подпустит стрелков к себе . Но Капняев ошибся. Тигр, верный своей коварной тактике, заранее отошел на пару саженей в сторону от предполагаемого направления движения охотника , затаился и пропустив Капняева мимо себя бросился на него сзади. Товарищи Семёна , шедшие шагах в пяти позади него , в первую секунду растерялись от нападения хищника с неожиданной стороны. Но вот Даншев делает выстрел. Осечка.... Шангиров своим выстрелом сбивает тигра с Капняева и тот скрывается в камыши. Шокированные мгновенно случившийся трагедией охотники растерянно смотрят в сторону куда скрылся зверь. На снегу стонет страшно изуродованный тигром Капняев.
Тигра надо было добивать, но казаки впервые увидевшие страшную силу тигра на примере пострадавшего Капняева стали терять охотничий азарт. Нужен был смелый предводитель. Тогда, ещё не отошедший от ран, бледный, Николай Хорошхин, взяв в левую, здоровую, руку пистолет, пошел впереди стрелков....Тигриный след уходил в самый дальний угол камыша. Вот уже и близко граница поля. Где то здесь затаился коварный хищник. Хорошхин выставив вперёд пистолет, двигался медленно и осторожно, постоянно оглядываясь вокруг себя.... Тигр затаившийся в камышах имеет все преимущества перед идущим охотником, потому что он с большой долей вероятности первым увидит своего врага и инициатива первого удара будет на его стороне.... Заросли камыша, куда уходил тигриный след, перешли в узкую , недлинную полосу... Вот уже в нескольких саженях виден край камышовых зарослей. За камышом маячат конные казаки из оцепления. Тигру некуда отсюда деваться - или бросаться на Хорошхина или выскакивать на открытое место под пули оцепления. Хорошхин напрягся .."Вот сейчас....билась мысль-сейчас бросится на меня" Весь превратившись в слух и зрение Хорошхин ещё сделал шаг вперёд...Тигр огромным прыжком вылетел из камышей и бросился на конного казака стоявшего в оцеплении. Казачий конь шарахнулся в сторону , чем спас себя и седока от тигриных когтей и клыков...Тигр не останавливаясь ринулся в лежащий рядом островок камыша. Два выстрела вдогонку зверю запоздали. Начальник форта, видя сильное утомление Хорошхина, остановил охоту.
На следующее утро сорок лучших стрелков из форта окружили небольшой островок камыша, куда скрылся тигр и разделившись на группы по три -четыре человека двинулись внутрь зарослей. Был среди стрелков солдат Григорий Григорьев. За свою долгую службу в Азии он убедился что самое лучшее оружие - штык. Но для предстоящей охоты на тигра Григорьев усовершенствовал это оружие. Он прикрепил вместо штыка к ружью широкий кокандский нож. Вот на этот нож и наткнулся тигр, бросившийся на Григорьева в камышах. Нож насквозь пробил тигру нижнюю челюсть, горло и шею, но зверь с неослабевающей силой напирал на солдата, стараясь достать его лапами. Но солдат крепко держал ружьё не подпуская тигра к себе... Очередной натиск тигра и лезвие ножа не выдержало и сломалось около ручки. Зверь рванулся к человеку и они вместе покатились по земле. В тот момент к Григорьеву на выручку подскочили товарищи -Завязкин и Семёнов. Залп из двух ружей, наконец, прикончил тигра. Но удивительно было то, что Григорьев выбравшийся из под тяжелой туши зверя был абсолютно цел и не имел ни одной раны.
Этот тигр -самец оказался одним из самых крупных особей, убитых на Сыр-Дарье. Веса в нем было более 10 пудов( 160 кг) и более 2,7 аршин ( более 2 м) длинны ( без хвоста)
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Источник: Сайт Вост. Литература "Охота за тиграми на Сыр-Дарье"