Найти тему
Remont1969

Первый Вагенбург империи нового времени. Gepanzerter Kraftwagen Škoda-Daimler. 1907

История первой богемской боевой машины - Gepanzerter Kraftwagen Škoda-Daimler

Богемские гуситы может были не первыми, но точно самыми известными, кто применял боевые машины в реальном сражении причем массово. Гуситские войны, которые бушевали с 1419 по 1434 год на всём пространстве центральной Европы. Богемские "братья" первыми массово применяли в пехотных порядках стрелковое оружие и подвижные вооруженные телеги - "Вагенбург". Гуситская пехота из богемских добровольцев "отступников" от веры была непобедима, по очереди разгромив отряды, и даже целые крестовые походы тяжело вооружённых рыцарей всех мастей от германских, австрийских, венгерских, польских до итальянских.

Как обычно любое радикальное движение в итоге проигрывает само себе - именно отряды умеренных гуситов-"чашников" в 1434-м году в битве у Липан разгромили отряды радикальных "таборитов". Боевые возы, из которых гуситы для обороны строили полевые укрепления - Vozová hradba. Боевые вооруженные возы с двигателем силой до 4 л.с. и вооружением вплоть до артиллерийского, которые принесли гуситам и их командиру Яну Жижке славу непобедимых, в 16-17-м веках стали обычными в германских (Вагенбург) и русских (Гуляй-город) армиях. История использования боевых возов настолько проникла в историю богемцев, что когда в 1907 году инженеры Шкоды в Пльзене взялись строить блиндированный автомобиль, они оглядывались наверняка на тактику применения гуситами своих телег за полтысячелетия до этого.

Gepanzerter Kraftwagen Škoda-Daimler/Obrněný automobil Škoda-Daimler/Бронеавтомобиль Шкода на шасси Даймлер

Страна; Богемия/Австро-Венгерская Империя

Производитель: Škodovy závody/Oesterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft

Шасси: Austro-Daimler Maja 28/32 hp

Производство: 1

Год выпуска: 1907

Вооружение: 2 пулемета Skoda MachinenGewehr M1902

Бронирование: 3 мм

Эта публикация представляет собой расширенный ремэйкинг первоначальной статьи от 9 апреля 2020 года- Первый чешский. Obrněný automobil Škoda-Daimler. 1907. Подвижная огневая точка., которая стал возможен в связи с открытием для широкой обсуждения фотографии броневика в боевом положении.

Крупнейший оружейный завод двуединой монархии Škodovy závody в Пльзене предложил в 1907-м году австрийским военным из Вооруженных сил Австро-Венгрии (Streitkräfte von Österreich-Ungarn), оригинальную боевую машину - бронированную механизированную подвижную пулеметную точку. За год до этого в 1906-м на войсковых маневрах австрийского подразделение германского Даймлера - Oesterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft показало первый образец полноценного бронеавтомобиля - Austro-Daimler Panzerwagen. Блиндированный Panzerwagen имел полное противопульное бронирование, вращающуюся башню с пулемётом, полноприводное шасси. Машина опередила своё время лет на 30 минимум. Но военные не приняли даже такой "идеальный" броневик. Военные всех стран и времён всегда отличались тем, что готовились к уже прошедшей войне и австро-венгерский генералитет не был исключением. Несмотря на привлекательность идеи для боевой машины нового типа не было найдено тактической ниши. Была и ещё одна официальная причина - стоимость. Бюджет Bewaffnete Macht был небольшим, а для того что бы его потратить на неизвестно зачем нужные железки, нужно было найти согласие между австрийской и венгерской частями двуединой монархии, что было совсем не просто. Богемцы из Шкоды в Пльзене предложили что-то совершенно отличное от Даймлера, и при этом гораздо более простое и дешевое - бронированное шасси, в боевом положении представлявшее из себя неподвижную, прикрытую со всех сторон броней огневую точку. Бронеавтомобиль Шкода-Даймлер (на чешском условно называемый Obrněný automobil Škoda-Daimler) на своих четырёх перемещался в точку, где он должен был использоваться, где как трансформер должен был превратиться в пулемётное гнездо.

Obrněný automobil Škoda-Daimler в транспортном состоянии
Obrněný automobil Škoda-Daimler в транспортном состоянии

В 1907-м году у концерна Шкода ещё не было собственного автомобильного производства и инженеры фирмы взяли в качестве шасси австрийский автомобиль Austro-Daimler Maja. На австрийском подразделений германского Даймлера уже вовсю развернулся приглашённый из Лохнера по совету Эмиля Елинека (Emil Jellinek) молодой инженер Фердинанд Порше. На Аустро-Даймлер Порше занялся тем же, что и делал до этого у Лохнера - разрабатывал и выпуска приоритет всей своей жизни - гибридные автомобили в электрической трансмиссией Mixte. Но рынок не поддержал новшества Порше, для развития компании были нужны деньги и Фердинанд Порше разрабатывает легковой автомобиль с газовым двигателем, сестру "Мерседес" как называли этот автомобиль в рекламе, получивший личное имя Майя - Maja.

-4

Реклама, в которой автомобили Maja названа сестрой Мерседес, гораздо более точная и правильная, чем может показаться на первый взгляд. Имя Мерседес было использовано маньяком автомобилизации Емилем Елиником, австрийским и германским предпринимателем, в качестве марки Даймлер-Мерседес для продажи автомобилей Даймлер во Франции. Мерседес звали дочь Эмиля Елинека. Итогом бурной маркетинговой с рекламой и участием в соревнованиях стало использование торговой марки "Мерседес" для всех легковых автомобилей марки, а в итоге и переименование самой компании, которая сейчас известна как Мерседес-Бенц. Елинек жил и работал в Вене и производство Даймлера в Венском Нойштаде (Vienna Neustadt) было ему гораздо ближе. Именно Эмиль Елинек, как говорят легенды, убедил Порше спроектировать бензиновый автомобиль, который назвали так же по имени дочери коммерсанта, другой дочери - не Мерседес, а Майи.

Выпущенные в 1907-м году автомобили том же году в серию Austro-Daimler Maja были оснащены двигателем 24/48 HP. Но скорее всего введение в номенклатуру поставок автомобиля с ДВС запоздала, австрийский Даймлер терял рынок, а военные так и не размещали заказы на полноприводные тягачи для артиллерии, на которые было затрачено множество ресурсов. 150 автомобилей Maja были выпущены для Эмиля Елинека, но оказались ненадежными, особенно часто выходили из строя зубчатые колёса. Возможно причиной была ошибка при проектировании, которая привела к повышенным нагрузкам на коробку передач. В итоге Эмиль Елинек переругался с владельцем Австрийского Даймлера Эдуардом Фишером и разорвал все отношения с этим производителем. После ухода Елинека Фердинанд Порше и Эдуард Фишер перепроектировали двигатель и начали в 1908-м году выпуск уже серийных машин Austro Daimler AD 28/32. Одну из первых машин в 1908-м году отгрузили с кузовом построенным каретной фирмой Cerny герцогу Леопольду Сальватору, отвечавшему в Австро-венгерской армии за моторизацию. Объём мотора уменьшился на 400 кубов до 5.3л, но мощность выросла, выросла и надёжность автомобиля.

-6

Видимо по протекции герцога Сальватора, активно участвовавшего например в создании полноприводного броневика на специальном шасси Аустро-Даймлер, одно из шасси Austro-Daimler Maja было передано в Богемию на Шкоду, для сборки бронированного автомобиля по оригинальной идее. Бронеавтомобиль был создан для решения тактической задачи мобильной защищенной огневой точки. Бронирование было организовано таким образом, что бы в транспортном состоянии были открыты колеса и радиатор двигателя. В транспортном положении часть броневых листов откидывалось на капот и поднималась к кузову. Когда бронеавтомобиль доезжал до места, где пулемётное гнездо должно было размещаться, броневые листы, которые были собраны на поворотных завесах, раскрывались, закрывая капот, радиатор, колёса до земли. Бронирование по кругу из плоских 3-мм листов броневой стали. Для реальной защиты 3-мм броневая сталь скорее всего не подходило, но нужно учесть, что в 1907-м году остроконечные пули и пули с сердечником были только в проектах и массово не применялись. Для стандартной пули винтовочного калибра с тупой пулей и 3-мм хорошей брони были существенным препятствием, особенно под неудачными углами попадания. Вооружение планировалось из двух пулеметов Шкода обр 1902 года, которые были развитием конструкции пулемёта системы Сальватора-Дормуса обр 1893-го года. Для стрельбы могли использоваться 6 амбразур, спереди, сзади и по две на борт.

фото с форума RCforum.ru представлено экспертом @Slava
фото с форума RCforum.ru представлено экспертом @Slava

Планировалось применение машины как подвижного стального бронеколпака, который должен был быстро перебрасываться на угрожаемое направление и обеспечивать его прикрытие до подхода пехоты. Учитывая реалии первого десятилетия 20-го века подобное решение выглядит немного странно, тем более, что более оно не повторялось. Можно предположить, что главным в этой акции было предложение военному ведомству пулемётов производства концерна Шкода, а сам бронеавтомобиль служив просто декорацией, для иллюстрирования тактических возможностей системы. Подобным образом поступал например концерн Виккерс, когда предлагал пулеметы Максима одновременно с велосипедами, трициклами, мотоциклами и другими транспортными средствами. Автоматика пулемёта, который производился заводами Шкода в Пльзене была разработана в 1888-м году полковником графом Георгом фон Дормусом и эрцгерцогом Карлом Сальватором. Первый образец пулемёта был построен с участием шкодовского инженера в 1890 году, а в 1893 году пулемёт приняли на вооружение под индексом Skoda MachinenGewehr M1893 (Mitrailleuse) или Salvator-Dormus M1893. Так Австро-Венгерская империя стала первой страной принявшей на вооружение пулемёты. Конструкция пулемета была достаточно проста с минимумом деталей требующих обработки.

-8

Архаичным была гравитационная система патронов, которые под тяжестью собственного веса опускались по магазину сложной формы. Вместе с тем на пулемете использовалась водяное охлаждение ствола. Автоматика использовала принцип качания полусвободного затвора в продольной плоскости. Сзади затвор подпирался фигурным подпружиненным шатуном, причём положение осей и профиль соприкасающихся поверхностей затвора и шатуна были подобраны так, чтобы трение при повороте значительно замедляло отход затвора от ствола под действием отдачи. Шатун соединялся с винтовой возвратной пружиной, смонтированной в длинной трубке позади короба. Шарнирно связанный с затвором рычаг досылал патрон в патронник при движении затвора вперёд. Этот же рычаг проталкивал вниз гильзу.

Установленный снизу маятниковый регулятор менял темп стрельбы от 180 до 280 выстрелов в минуту. Пулемёт получился существенно легче, чем его конкурент Максим, который примерно в это же время начал своё триумфальное шествие по странам мира. В 1902-м году пулёмет Дормуса-Сальватора, который стоял на вооружении крепостей, в качестве противоосадного оружия, для использования в пехотных операциях и получил обозначение Skoda MachinenGewehr M1902. В 1909-м году для участия в конкурсе на пехотный пулемёт Шкода ещё раз переделала свою модель, сменив питание на ленточное. Но в конкурсе победу одержала система немца Шварцлозе, которая и пошла в серию, тем не менее пулемёт M/09 и более поздний М/13 выпускался, конечно не в таких массовых количествах, как Шварлозе и поступал на вооружение армии в Первую мировую.

Skoda MachinenGewehr M1902
Патрон: 8x50R
Гравитационный магазин на 20/30 патронов
Масса пулемёта 20kg (включая 3 литра воды в системе охлаждения)
Длина пулемёта 1070mm, ствола: 525mm
Начальная скорость: 618m/s
Темп стрельбы: 180-250 rpm

-10

Для вооружения мобильной огневой точки использовались 2 пулемета Skoda MachinenGewehr M1902. Хоть броневик и был выпущен в богемской Шкоде назывался он скорее всего только по немецки - Gepanzerter Kraftwagen, уже позднее в чешской литературе стали его называть по чешски - Obrněný automobil Škoda-Daimler. Если уж генералитету Австро-венгерских вооруженных сил не понравился полноценный башенный броневик, то рассчитывать на принятие на вооружение странного конструкта с непонятным тактическим назначением, было бы нереально. Пулемётное гнездо на колёсах стало бы на поле боя отличной мишенью для тренировки артиллеристов противника по стрельбе по неподвижной цели. Ни в одной армии мира в дальнейшем подобная схема не получила воплощения, да и в самой Чехии известна только узкому кругу военных историков. Несколько сохранившихся образцов ранних пулемётов Сальватора-Дормуса можно посмотреть в зале Венского военного музея (Heeresgeschichtliches Museum), посвященном предвоенном развитию боевого оружия).

Модернизированная версия Skoda MachinenGewehr M1902 представлена без станка, но с сохранившимся гравитационным магазином.

В Научно-техническом музее в Брно (Technické muzeum v Brně) экспонируется шикарный разрез пулемёта Сальватора-Дормуса образца 1893 года. Такой же или тот же разрез ранее показывали в Военном музее в Лешанах (Vojenské technické muzeum Lešany)

В музее в Лешанах (Vojenské technické muzeum Lešany) хранится и пулемёт образца 1909 года с ленточным питанием

Skoda MachinenGewehr M1909, Vojenské technické muzeum Lešany фото автора 2011 год
Skoda MachinenGewehr M1909, Vojenské technické muzeum Lešany фото автора 2011 год

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Другие публикации об истории Австро-Венгерских боевых машин можно посмотреть на канале здесь:

Источники:

RC-forum.ru @Slava

Janáček, František, Nejvétši zbrojovka monarchie. Škodovka v dějinách ve Škodovce 1859–1918 (Prague, 1990)

Lukas Visingr. Zapomenuti obrnenci "nasi" monarchie. I Svetova. Special. Bojovali v c.a k. armade. 1915, EXTRA Publishing

https://www.forgottenweapons.com/salvator-dormus-1893-machine-gun/

https://www.drive2.ru/b/288230376152208048/

https://www.fahrtraum.at/en/portfolio-item/austro-daimler-maja/

https://porschecarshistory.com/austro-daimler-maja-by-ferdinand-porsche-1907/