Имя лётчика-истребителя Василия Меркушева мало известно, по сравнению с другими асами Героями Советского Союза. Улица, названная в его честь, появилась в пригороде Ижевска (на родине Меркушева) совсем недавно. А ведь судьба Василия Афанасьевича была очень непростой и интересной – достойной книги или кинофильма.
В войне Меркушев участвовал с 15 августа 1941 года, в составе 270-го истребительного авиаполка, и сегодня я расскажу о непростой судьбе этого человека.
«Жить захочешь – выберешься»
В начале октября 1941-го, на Крымском фронте, его самолёт был подбит огнём с земли. При пролёте над германской колонной немцы обстреляли его из танковых пулемётов. Василий Афанасьевич получил два ранения (не опасные), и ему пришлось сажать падающий самолёт на воду залива Сиваш.
Чудом не попал в плен: к его нему уже ехали немцы на двух мотоциклах, а Меркушев, словно Чапай в легендарном фильме, уплывал прочь от берега под вражеским огнём. Из воды торчал уже только хвост машины (при посадке на воду самолёт потерял одно крыло и перевернулся). Но, к счастью, советская артиллерия с того берега Сиваша удачно накрыла преследователей, поэтому пилот спасся.
Меркушев не любил вспоминать этот эпизод. Товарищи его не раз спрашивали:
«Как ты выбрался из перевёрнутой машины? Как ты раненый, в холодной болотной воде Сиваша, смог уцелеть и выбраться к своим? «Жить захочешь – выберешься», – просто отвечал он.
«В бою был очень азартным»
«Летать с ним было непросто, – вспоминал после войны напарник Меркушева Иван Федорович Кузмичев, тоже Герой Советского Союза, – он был очень азартным. До линии фронта шёл спокойно, без резких движений, но как только врага увидит – начинает выделывать такие кренделя... Скорость у его машины была просто бешеная. Когда немецкие летчики вступали с ним в поединок, у них нервы не выдерживали. Он сбивал ведущего, а остальные впадали в панику, сбрасывали бомбы на свою же территорию».
23 августа 1943 г., когда Москва салютовала войскам 2-го Украинского фронта, освободившим Харьков, вечером по радио на всю страну зазвучал голос командира 152-го истребительного полка Василия Меркушева. А через несколько дней он получил звание Героя Советского Союза.
412 роковой вылет
К июню 1944 года на счету Василия Афанасьевича было 411 боевых вылетов и 29 сбитых самолётов противника. Но 412-й боевой вылет стал для него роковым.
Он вёл шестёрку истребителей, в районе города Яссы, в Румынии. Неожиданно его самолёт потряс сильный удар: снаряд вражеской зенитки попал в мотор. Бензин вспыхнул, огонь быстро перекинулся на кабину. Лётчик получил сильные ожоги, был серьёзно ранен осколками, но сумел спастись из падающего самолёта с парашютом.
На земле его уже ждали румынские солдаты. Полтора месяца Меркушев лечился в госпитале военнопленных в румынском городе Бакэу, после чего был вызван на допрос к немцам, а затем – отправили в Германию, в концлагерь Дахау. Там советскому лётчику пришлось попасть под сильный прессинг вербовщиков: его настойчиво склоняли вступить в Русскую освободительную армию генерала Власова (или тогда уже это можно назвать КОНР).
В январе 1945 года Меркушева перевели в другой лагерь, у города Вайден. Там он попал в список смертников, но был спасён врачом Черезовым (тоже пленным). Тот воспользовался тем, что скончался один из больных узников, и велел Меркушеву быстро поменяться с ним одеждой. Василий Афанасьевич был зарегистрирован как умерший, а сам продолжил жить под чужим именем и номером.
22 апреля 1945 г. военнопленных освободили из лагеря американские войска. Меркушев успешно пошёл спецпроверку и продолжил службу в советских ВВС – на Дальнем Востоке.
До поры до времени.
Осуждён за измену
В 1948 году на него было заведено дело, из-за одного трофейного документа, полученного от американцев. Это был протокол допроса Василия Меркушева, за номером 322 от 26 июля 1944 года, из которого следовало, что лётчик подробно рассказал немцам о службе, боевом пути своего полка, о наличии и месте дислокации 28-ми истребительных и штурмовых авиаполков. Назвал известный ему командный и офицерский состав этих перечисленных авиачастей и авиасоединений, дал оценку боевым качествам истребителей Як-1, Як-3, Як-9.
Немцы дали ему следующую оценку:
«Военнопленный Меркушев является интеллигентным, хорошо образованным человеком. Поведение корректное, военное, строгое и скромное. Он может дать важные показания за рамками этого допроса».
23 февраля 1949 года Василия Афанасьевича арестовали. Следователям он говорил, что лишь подтвердил сведения, которые немцы почерпнули из его записной книжки, которая у лётчика была с собой, и подписал протокол только после нескольких дней жёсткого физического воздействия. Но это не меняло дела: советским лётчикам запрещалось брать с собой в полёты секретные документы и записи.
Было принято во внимание, что допрос состоялся через 45 дней после попадания в плен: полученные немцами сведения к тому времени уже были неактуальными, так как места дислокации советских авиаполков изменились.
Меркушеву дали «всего» 10 лет. Наград, званий, членства в партии – лишили. Сидел бывший лётчик-ас и командир авиаполка в Соликамске, был бригадиром на шпалорезке и других производственных объектах.
1 июня 1954 г. Василий Афанасьевич вышел по амнистии. Звание и награды ему вернули, а вот реабилитации он добивался тщетно.
Работал начальником Ижевского автомотоклуба ДОСААФ, затем старшим инспектором-лётчиком ДОСААФ Удмуртии. Лишь в 2002 году Главная военная прокуратура приняла решение о полной реабилитации Меркушева.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение !
Как Вы считаете, заслуженно ли осудили Меркушева?