Вставить в пьесу, сценарий, повесть, роман небольшой кусок другой пьесы - весьма частый сюжетный ход. А зачем авторы это делают?
Если задуматься, то причин может быть множество. Попробуем проследить от самых простых мотивов к самым сложным.
1. Театр - место, где много зрителей, которые оценят поднятый шум
Часто театр и идущий на сцене спектакль становятся фоном, на котором разворачиваются основные действия. И этот фон делает все действие еще более ярким и гротескным.
Все сидят, внимают искусству - Марлезонскому балету, пению межгалактической знаменитости или даже провинциальной постановке "Отелло" - вдруг бух, бах, тарарах! И все зрители на это дело смотрят, никакой секретности, все "фшоке", все потом эту новость разнесут. Ну, кто выживет.
Даже в вестернах самая пальба обычно начинается во время выступления местных певичек. К концу выступления, чтобы мы тоже успели насладиться.
2. Разборки во время спектакля - обоснование грима героя.
Нападением во время сценического действа очень удобно в приключенческих историях оправдывать грим героя. Мол, в чем был в тот момент - в том и сбежал. А потом удачно (или неудачно) этим обстоятельством воспользовался для маскировки.
"Гардемарины, вперед!" - курсант навигатской школы спасается от ареста, сбежав прямо со сцены в костюме камеристки, и после какое-то время выдает себя за девушку Аннушку.
"О бедном гусаре замолвите слово" - герой переодевается в крестьянина и остроумно вписывает такого персонажа в ход пьесы о Древнем Риме.
Даже в "Гусарской балладе" героиня переодевается в гусарский мундир для маскарада - и благодаря этому сходу заводит знакомства в офицерской среде в качестве юноши.
3. Детективы: сценическое убийство всерьез
Детективщики любят такой ход: во время спектакля бутафорское оружие подменяется боевым и герой гибнет, получает рану или психологический шок.
А.Кристи "Лебединая песня", О"Генри "Деловые люди", Н.Марш "Убийца, ваш выход!"... и карманных изданий до бесконечности.
4. Любовь в декорациях
Постановка любительских спектаклей - почти идеальное поле для любовных расстановок. Все заняты общим делом - это само по себе снимает барьеры. Все играют - можно проявить себя особенно ярко или с неожиданной стороны. Где еще простушке блеснуть роковой красотой, а тихому ботанику брутальностью? Да и сам сюжет может поспособствовать сближению героев...
Сгодятся и более камерные формы: домашние концерты, маскарады и прочие капустники. "Крейцерова соната" как раз про измену, спровоцированную слишком чувственным музыцированием. В "Джейн Эйр" самый жаркий флирт идет во время постановки "живых картин". А уж как распаляли себя театром герои "Чистого понедельника"...
5. Просто это рассказ об артистах! Но почему бы ни убить двух зайцев?
В самом деле, если герои произведения - люди театра или кино, то пьесы и сценарии, съемки, репетиции, представления - их работа, вокруг которой вертятся все интересы и интриги. Логично, что ее нужно хоть немного показать. Или даже много. Или целиком.
Фильм "Начало" наполовину состоит из отрывков другого фильма, в котором снимается главная героиня.
"Мастер и Маргарита" целиком построен на взаимопереплетении двух книг.
Довел эту идею до конца Б.Акунин в книге "Весь мир театр". Пьеса, вокруг которой строится действие, целиком дана как приложение. Великолепная литературная ирония: вроде бы никакой глубины и особых достоинств в ней нет, но любой театр с руками оторвет из-за безупречной идеальности формата - есть роли для всех амплуа.
6. Наконец, самое интересное использование вставок из других спектаклей - опора на них ключевых моментов основного действия.
Классика из классики, "Гамлет". Вставленный кусочек спектакля "Убийство Гонзаго" - это следственный эксперимент, призванный смутить душу предателя и отравителя. Эксперимент удается, поэтому зрители вот уже 400 лет не могут досмотреть "пьесу в пьесе" до конца.
Другая классика - "Чайка". Здесь завязка всего сюжета происходит во время представления работы дебютантов экспертам. Как вы помните, эксперты постановку приняли в штыки, так что нам тоже не получится досмотреть этот образец декаданса до финала. "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,— словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли..."
Пожалуй, я добавлю сюда "Театр" С.Моэма - именно на сцене главная героиня одерживает верх над соперницей. В книге это подробно описано, а во всех экранизациях зритель наслаждается просмотром эпизода.
Конечно, я далеко не все вспомнила. Что можете добавить по этому поводу вы, дорогие читатели?
--------------------------------------------------------------------------
Еще на канал о театре:
"Три сестры" как набор психологических этюдов
Должен ли возраст актера совпадать с возрастом персонажа?
Две экранизации "Театра" С.Моэма. Две Джулии: лед и пламень
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба