Найти тему
Василисины размышления

Почему Шекспир не всем понятен?

Меня тут совершенно неожиданно попросили написать обзор на... "Гамлета"! Вот прямо которого Вильяма нашего Шекспира. И доходчиво разъяснить странную логику поведения этих мутных персонажей. Которые, с точки зрения современного человека, все делают наперекосяк.

Подумавши, я от такой задачи отказалась. Даже не потому, что давно написаны целые библиотеки не то что шекспироведами, а уже изучающими труды шексприроведов и классифицирующими труды изучавших... А также созданы многие тысячи постановок всех степеней технической оснащенности (кстати, а компьютерная игра есть?). Кому интересно - могут выбирать на вкус.

Офелия из постановки "Однажды в Эльсиноре" (СПб театр "Мастерская")
Офелия из постановки "Однажды в Эльсиноре" (СПб театр "Мастерская")

Но еще я не возьмусь за "Гамлета" потому, что написана "Трагическая история о Гамлете, принце Датском" в 16 веке. Не про 16 век, а именно в 16 веке!

Автора "Гамлета" отделяет он нас 400 с лишком лет - это бесспорный и очень важный факт. Как бесспорный факт и то, что любой автор, пишущий для широкой публики, всегда оперирует логикой своего времени.

Еще раз: что бы автор ни избрал в качестве сюжета - настоящее, прошлое, будущее, реальное, выдуманное - он всегда размышляет в русле понятий своего времени. Пишет о мушкетерах или древних греках - говорит о нас с вами. Пишет о Полудне XXII века - опять говорит о своих современниках. Иначе широкой публике он будет непонятен и неинтересен. Это исследователи могут писать для узкого круга посвященных, а писатель и драматург должны быть близки народу.

Так что удивительно не то, что "Гамлет" не всегда понятен нынешнему зрителю. Удивительно, что 400 лет спустя хоть что-то отзывается! Хоть какие-то проблемы пережили века и будоражат мысль. Значит, в самом деле есть "вечные" вопросы и "вечные" заповеди, не подвластные ходу времен и смене общественных формаций. Значит, в самом деле вещь, достойная восхищения!

А так - что уже мы знаем об этике, законах, понятиях о долге, чести, да даже просто о норме жизни века шестнадцатого? За что там жизнь не жалко было отдать? Чем следовало дорожить? Как любили, как дружили, как с ума сходили? Чем от чего лечились и в чем хоронили? Только разбору букетика Офелии с этих позиций посвящено множество работ. Потому как он не из цветочков, а из herb grace - лекарственных трав.

Равно как мало мы помним о канонах театра 16 века, его технологиях, ожидаемых почтеннейшей публикой стереотипах и любимых сюжетных ходах. Может быть, за спектакль без "контрольного в голову" зрители самих актеров на тряпочки порвут. Или в следующий раз лучше пойдут на казнь смотреть, чем к этим комедьянтам - позабавнее будет!

-3

Поэтому далеким потомкам и не всегда ясно, что прямо хотел сказать автор, на что намекал и почему построил сюжет именно так.

Поэтому уже веками режиссеры и актеры дают все новые и новые прочтения старой пьесы, делая ее более близкой и понятной своим современникам. И ведь иной раз получается интересно! Потому что "вечное" в "Гамлете" все-таки есть!

В следующей статье расскажу о своей очень неожиданной тематической находке.

Еще на канале о книгах, которые вроде бы "про них", а оказываются "про нас"

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба

В настоящее время Дзен не дает возможности добавлять форму перевода. Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535