Найти тему
Василисины размышления

Не верь глазам своим, или как подбор актеров меняет сюжет фильма

Кино - вид искусства, где преобладает визуальная передача информации. Проще говоря, как вижу - так и понимаю. Даже если словами тебе пытаются донести другое, то веришь в первую очередь глазам своим. Поэтому утверждение возрастных актеров на роли молодых людей зачастую полностью ломает сценарий. Вплоть до того, что зрители совершенно неправильно считывают даже сюжеты фильмов, не говоря уже о заложенных там нравственных посылах.

Например, многострадальный Островский и снятые по его произведениям фильмы.

Когда мы обсуждали «Жестокий романс», в комментариях многие донельзя изумлялись, что у автора Карандышев – молодой человек! Очень даже молодой, т.к. в ремарках к пьесе Паратов, которому «чуть за 30» молодым не назван. Стало быть, Карандышеву где-то 22-23 года.

А играет его 46-летний актер. Плюс все смотрели «Служебный роман», и запомнили, что там его герой чуть старше героини Фрейндлих (которая в Ж.Р. играет матушку). Все видят на экране дядьку крепко за сорок, так и воспринимают его героя.

Но, согласитесь: одно дело, когда глупости совершает неопытный юноша. И совсем другое, когда немолодой дядечка, так и не сумевший за двадцать лет службы чего-то достичь, пытается поправить дела женитьбой на юной красавице. Вместо ошибок молодости - попытка вскочить в последний вагон. Все смыслы ушли.

Еще меньше повезло «Женитьбе Бальзаминова». Советская критика его возносила до небес! Хотя сам исполнитель главной роли считал свою работу провальной и называл «женитьбой забальзамированного».

Этот фильм я смотрела в детстве, потом в юности. И не могла понять, что интересного в истории престарелого дурачка? Старенький дядечка, явно клинический идиот, почему-то называет маменькой женщину младше себя. Кривляется, скачет козлом, несет чепуху. Зачем его понесло свататься к молоденькой девушке? И зачем эта головная боль красавице-купчихе Белотеловой? Толерантности к альтернативно одаренным во мне не было никакой, красоты в нем тоже не наблюдается…

Лишь намного позже я узнала, что Мишеньке Бальзаминову… 20 лет! Георгию Вицину в тот момент… 47 лет! Сорок семь! Мишенька ему в младшие сыновья годится!

На руках у сестры слабоумный брат. Беда... Ах, это 20-летний сын!
На руках у сестры слабоумный брат. Беда... Ах, это 20-летний сын!

Скажете, это роль-гротеск, здесь допустимы любые преувеличения? Сравните Бальзаминова с героем другого фильма-гротеска «За двумя зайцами»!

Тоже не блещущий умом молодой человек гоняется за невестами, мечтает о боХатстве и дрыгает ногами. Но он - МОЛОДОЙ! Поэтому выглядит очень смешным, а не... странным.

Глупый, жадный, хвастливый... МОЛОДОЙ!
Глупый, жадный, хвастливый... МОЛОДОЙ!

Любимый многими фильм «Девчата» тоже в свое время преподнес мне сюрприз. Что вижу: разбитная бабенка лет 23-25 и заматерелый мужик с явно непростой биографией, немало времени проведший на лесоповалах во благо народного хозяйства. Она явно умеет мужиков отшивать, но ему с трудом поверила, а он запутался в привычной лжи и долго и неуклюже выбирался.

И вот, спустя много лет, выясняется, что это – практически повесть о первой любви! Девочки 17-ти лет и 23-х летнего парня! Ба-бах! При всей миниатюрности Н.Румянцевой, при всех ее косичках взгляд у нее уж никак не девичий. А уж заподозрить в Илье-Рыбникове юношу не сможет даже старушка.

 
Ей 17, ему 23. Кто-то верит?  По мне так 25 и 38.
Ей 17, ему 23. Кто-то верит? По мне так 25 и 38.

Еще одна жемчужина советского кино, «Война и мир». Как хвалили Пьера-Бондарчука! За глубину образа, за проникновение в идеи Толстого, за актерское мастерство… Но у Толстого Пьеру – 20 лет на начало романа (1805 год) и, соответственно, 27 лет во время войны 1812 года.

В фильме даже не столько режет глаз несоответствие внешности, это можно простить. Излишней оказывается… именно глубина образа. Бондарчук вкладывает в него свои, уже состоявшиеся, осмысления зрелого человека.

Пьер в романе как раз совершает все возможные для взрослеющего мужчины танцы на граблях. Он еще не дозрел до того, что знает Бондарчук! Которому невозможно «развидеть» свой опыт.

Неопытный юноша с романтическими мечтами...
Неопытный юноша с романтическими мечтами...

Даже самый гениальный актер не может достоверно сыграть персонажа лет на пятнадцать-двадцать моложе себя. Даже с пластическим гримом, даже с компьютерной отрисовкой.

Почему – я подробно писала здесь. Блекнут воспоминания юности, накапливается иной опыт, меняются смыслы, уходит темперамент.

Молодых должны играть молодые, как ни банально это звучит.

Статья по следам читательского обсуждения - здесь

еще на канале по теме:

Если вам нравятся мои статьи, можете поддержать автора материально