Игра в романе
Из названия романа мы предполагаем, что речь пойдет о каком-то казино, рулетке, так и происходит. Но, если задуматься, то помимо обыкновенной игры в рулетку мы видим, как в романе раскрывается ещё и мотив психологической игры между героями. Самый яркий тому пример- это отношения Алексея Ивановича и Полины. Они оба ведут свою игру, и оба проигрывают. Любовь главного героя граничит с ненавистью: он не понимает, хочет ли он убить девушку или, наоборот, умереть за неё самому. Полина же играет с ним, как с игрушкой, все, что ей движет в этой игре- это гордость: она не может выйти из ситуации, так, чтобы ее самолюбие не было задето. Алексеем Ивановичем движет страсть: он готов на все, лишь бы узнать, что скрывает Полина и в кого она влюблена. В итоге в этой придуманной игре они оба остаются ни с чем: Алексей Иванович узнаёт, что Полина Александровна его действительно любила, просто боялась упасть в его глазах, но это происходит, когда уже ничего нельзя изменить. А сама девушка из-за своей гордыни теряет любимого человека.
Вопрос: почему же в поворотный момент истории Полина вдруг отказывается от помощи Алексея и сбегает от него? По моему мнению, дело в деньгах. Он «покупает» ее так же, как это сделал француз, она боится этого, боится, что он ее вовсе не любит. Из его фраз становится понятно, что он считает деньги основополагающим фактором, будут деньги- он будет выше в глазах Полины. А ей это кажется оскорбительным. Также она понимает, что Алексей променял любовь к ней на грязную игру и азарт, и впадёт в истерику. Полина уходит, поскольку видит в герое того же француза, который так сильно ее унизил.
Так называемые «игры» в этом романе ведут абсолютно все персонажи, даже бабушка, приехавшая ненадолго, постепенно утопает в этой же игре. Большинство героев играют скрытно, как, например, генерал не хочет афишировать свою любовь к m-lle Blanche, Полина скрывает своё отношение к главному герою. Лишь m-lle Blanche не скрывает своих намерений и страсти к деньгам, в итоге она становится единственной, кто выиграл в этой игре: она получила все, что желала, в отличие от других. Так же как и во многих произведениях Достоевского в романе присутствует мотив деградации. Персонажи, постепенно проигрывая в игре, приходят к саморазрушению: Полина впадает в болезненное состояние, генерал, даже находясь рядом с возлюбленной, находится на грани безумства. Ярче всего показывается деградация главного героя- Алексея. Он показан нам слабохарактерным и обладающим пристрастием к игре. Если рассматривать его действия с точки зрения Евангелие (а для произведений Достоевского это вполне адекватная аллюзия), то стоит вспомнить 3 искушения дьявола для Христа, то есть 3 главные страсти- славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Как только героя захватывает одна из страстей, он стремительно начинает опускаться на дно, а в конце его ждёт духовная смерть. Так и произошло с Алексеем, игра стала для него дьявольской силой, которая приводит его к погибели.
«Идиот» и «Игрок»: схожесть персонажей
Когда я читала «Игрока», меня не покидала мысль о том, что персонажи с похожими характерами уже встречались в одном из произведений Достоевского- в «Идиоте». Немного о сходстве этих двух романов.
Схожесть женских образов сразу бросается в глаза, поскольку их прообразами является один и тот же человек- Аполлинария Суслова, любовница Достоевского. У них были тяжёлые отношения, и если почитать из подробнее, то можно заметить, что Достоевский питал к Аполлинария такую же страсть, как и Алексей к Полине, а обе девушки хотели не такой любви. Настасья Филипповна из «Идиота» и Полина Александровна из «Игрока» имеют сходное описание внешности. Про Настасью Филипповну: «Удивительно хороша!», «выражение лица страстное и как бы высокомерное», «Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна», «при взгляде на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак», про Полину: «хороша; кажется, хороша», «гордая и высокомерная», «Высокая и стройная», «Глаза — настоящие кошачьи, но как она гордо и высокомерно умеет ими смотреть...»
Федор Михайлович писал про возлюбленную: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны». Эти черты ее характера отражаются и в героинях, рассматриваемых мною. К примеру, вот то, что говорится о героине «Идиота»: «гордость доходит уже до такого исступления», «никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты», к Полине примеряются почти такие же слова для описания: «взяв в соображение ее гордость и надменность над всеми», «совершенная небрежность в общении, и даже что-то презрительное и ненавистное».
Они, что интересно, даже поступают практически идентично- пытаются управлять своими «жертвами», создают вокруг себя иерархические отношения. Также обе вынуждены жить на содержание других людей, зависеть от них, поскольку семьи не имеют (что, кстати, тоже оказывает огромное влияние на формирование личности). По этому и у той, и у другой такое резко негативное отношение к людям, которые предлагают им деньги. Вспомнить скандал у Настасьи Филипповны, когда она бросила в костёр деньги Рогожина, поскольку знала, что ее просто пытаются купить: «Во сто тысяч меня оценил!», или действия Полины Александровны, которая после предложения Алексея помочь воскликнула: «Любовница Де-Грие не стоит 50 тысяч!», а затем бросила деньги ему в лицо, поскольку тоже почувствовала, что является предметом торга.
Кстати, остальные персонажи этих романов тоже имеют сходства. Рогожин с Алексеем похожи тем, что страстно любят девушек, но при этом не понимают: любовь это или ненависть? Вот что Мышкин говорит о Рогожине: «Твою любовь от злости не отличишь», а это слова Алексея Ивановича: «Я Вас ненавижу! Меня много раз тянуто прибить Вас!» А также оба приносят возлюбленным деньги, которые те отвергают, они думают, что любовь можно купить за деньги и за самопожертвование. Но девушки, хотя и сами выстраивают иерархические отношения, испытывают отвращение к ним.
И в том, и в том романе есть персонажи, которые видят героинь по-другому, нежели остальные герои. Это Мышкин из «Идиота» и англичанин Астлей из «Игрока». Во-первых, они схожи характером: оба скромные, добродушные. О князе Мышкине: «доброе простодушие», «я знаю, что я и собой дурен», об Астлее: «взгляд стыдливого и болезненно-целомудренного человека», «застенчив, милый и тихий». Лев Мышкин сочувствует Настасье и старается ей помочь: «Да и может ли даже это лицо внушать теперь страсть? Оно внушает страдание, оно захватывает всю душу», Астлей тоже на протяжении всего романа пытается спасти Полину, поскольку любит ее. У них обоих любовь другого вида, не такого, как у Алексея Ивановича и Рогожина, тут скорее некая любовь, смешанная с состраданием, а не безудержная страсть.
Если пойти чуть дальше, то в каком-то смысле Тоцкий из «Идиота»- двойник Де-Грие из «Игрока» (двойник именно Тоцкий, поскольку роман «Идиот» вышел позже). Оба персонажа имеют власть над главными героинями и девушки зависят от их денег. Афанасий Тоцкий является опекуном Настасьи Филипповны, Полина Александровна хоть падчерица генерала, а не Де-Грие, но материальное положение их семьи зависит именно от француза. Помимо этого, и Тоцкий, и Де-Грие используют свою власть в исключительно корыстных целях: первый использует девушку практически как красивый аксессуар «Настасьей Филипповной можно было щегольнуть и даже потщеславиться в известном кружке», а второй жаждет лишь наследства. На протяжении обоих романов, мы видим, что девушки ненавидят этих людей и их главное желание- отмстить им любыми способами, лишь бы унизить. Вот что чувствует Настасья Филипповна по поводу Тоцкого: «никогда оно не имело к нему в своем сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты», а это слова Полины по отношению к Де-Грие: «Он мне был давно, давно ненавистен. С каким бы счастьем я бросила ему теперь, в его подлое лицо, эти 50 тысяч». В образе Де-Грие воплощён возлюбленный Аполлинарии Сусловой, которая встретила его в Париже. В результате эта роман закончился неудачно, также как и отношения Полины Александровны и француза. Со слов дочери Достоевского: «В один день она явилась к моему отцу и, вытащив огромный нож, заявила, что её возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку». Если в отношениях Полина-Де-Грие есть однозначное присутствие любви со стороны девушки, то случай Настасьи Филипповны и Тоцкого более неоднозначен. Скорее всего этих чувств здесь нет, поэтому говорить о том, что они выполняют одинаковую роль в романе, мы не можем, следовательно, эти персонажи лишь имеют схожие черты, описанные мною выше.
В целом, романы «Игрок» и «Идиот» довольно схожи между собой: видом отношений между героями, конфликтами, самими героями и проблемами, поднимающимся в произведениях.
P.s. Этот анализ является первой моей подобной работой, поэтому это больше просто мои размышления и теории.