Крупные компании создают общие центры обслуживания (ОЦО). В ОЦО, как правило, они передают повторяющиеся вспомогательные бизнес-процессы: бухгалтерию, юридическую функцию, IT-обслуживание и иные подобные функции. Вывод этих бизнес-процессов из структурных подразделений организации дает возможность сосредоточить усилия на основной деятельности. Успешный запуск ОЦО уже осуществили многие российские компании, например, «Русал», «Лукойл», РЖД, «Северсталь» и другие.
Обычно ОЦО создаётся как отдельное юридическое лицо, что может повлечь за собой дополнительные налоговые риски. Как их выявить и минимизировать, рассказал «Клерк.ру». А о том, как выстроить эффективную систему взаимоотношений ОЦО и бизнеса, как оптимизировать процессы ОЦО с помощью ЭДО и роботизации, и многое другое вы сможете узнать на Тридцатой конференции «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей». Приглашаем принять участие!
Общая оценка налоговых рисков
Так как ОЦО – это самостоятельное юр. лицо, его взаимодействие с компанией возможно только на основании гражданско-правового договора оказания услуг (Service Level Agreement или SLA). В рамках этого документа ОЦО формирует доходы, а компания – расходы. При этом обе стороны становятся взаимозависимыми лицами. Другими словами, SLA одновременно является сделкой, заключаемой между взаимозависимыми лицами, и внутригрупповой сделкой. Из-за этой особенности условия договора и порядок его исполнения привлекает повышенное внимание со стороны налоговой.
В целях минимизации налоговых рисков «Клерк.ру» рекомендует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Экономическая обоснованность цены услуг по SLA
Прежде всего отметим, что зеркальность отражения доходов и расходов сторонами SLA не исключает риск возникновения налоговых претензий. В случае выявления занижения налоговой базы по налогу на прибыль (как завышение расходов у компаний холдинга, так и при занижении выручки у ОЦО) в рамках налоговой проверки, симметрично скорректировать обязательства у другой стороны не всегда возможно в связи с истечением трехлетнего срока.
Примечание:
Доначисление налога к уплате в бюджет в рамках налоговой проверки влечет за собой штраф от 20% от 40% от неуплаченной суммы налога.
Обратите внимание на п. 2 ст. 105.3 НК. Согласно ей, ФНС определяет уклонение от налогов за доходы «взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми», – поясняет «Клерк.ру».
Минфин также обращал внимание, что манипулирование с ценой сделки – одно из оснований для признания налоговой выгоды необоснованной (письмо Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316).
ФНС в письме, посвященном вопросам налогообложения внутригрупповых услуг, также акцентировала внимание, что фактор цены, механизм и принцип ее формирования – неотъемлемая характеристика самой услуги (письмо ФНС от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@).
Для минимизации налоговых рисков, связанных с ценой услуг ОЦО, эксперты рекомендуют придерживаться 4 правил:
1. При разработке стратегии внедрения ОЦО нужно подготовить экономическое обоснование цен, применяемых по SLA.
2. Уровень цен по SLA в отношении идентичных услуг нужно установить в одинаковом размере для всех компаний-заказчиков холдинга.
3. Если планируется привлечение в качестве заказчиков ОЦО независимых компаний, то цены с ними должны совпадать с ценами на услуги внутри холдинга.
4. Обязательно документально подтвердить фактическое оказания услуг по SLA.
2. Документальное подтверждение фактического исполнения SLA
Этому пункту уделите особое внимание. У услуг нет материального результата, поэтому единственное, чем вы можете доказать их фактическое оказание, это документальным подтверждением. Если его не будет, то ФНС откажет компании в признании расходов.
3. Исключение дублирования услуг по SLA с функционалом штатных сотрудников компаний холдинга
Один из ключевых признаков обоснованных расходов – их экономическая оправданность. Другими словами, компания должна доказать, что приобретаемые услуги несли для неё экономическую ценность.
В арбитражной практике есть примеры, когда приобретение у третьего лица услуг, которые должны были выполнять работники заказчика в силу своих должностных обязанностей, приводило к отказу учета расходов по сделкам (определением Верховного Суда от 27.09.2017 № 308-КГ17-13322 по делу № А63‑3854/2016).
Аналогичная позиция высказана в разъяснениях Минфина (письма Минфина от 16.10.2015 № 03-03-06/59283, от 05.04.2007 № 03‑03‑06/1/222, от 06.12.2006 № 03-03-04/2/257).
Минимизировать такой риск просто. При разработке «дорожной карты» интеграции ОЦО в холдинг детально пропишите функционал штатных сотрудников компаний холдинга и сотрудников ОЦО. Их должностные обязанности не должны пересекаться.
4. Исключение из SLA услуг, не имеющих коммерческой ценности для любого третьего лица
Не любые услуги ОЦО в рамках SLA могут быть оплачены. ФНС разграничивает обычные услуги и «акционерную деятельность». Первые компания может приобрести у любого третьего независимого лица в отличие от второй.
Примеры акционерной деятельности:
· получение информации о деятельности компаний, входящих в холдинг;
· участие в распределении прибыли;
· сопровождение деятельности по покупке акций/долей компаний холдинга;
· любая вспомогательная деятельность по обеспечению корпоративного управления холдинга;
· подготовка бухгалтерской отчетности.
Согласно позиции ФНС России, такая деятельность не может считаться оказанием услуг (п. 7 письма ФНС от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@).
Каким из перечисленных выше рекомендаций уже следует ваша компания?