Многие уже в наше время заметили, что формы мавзолея Ленина напоминают древние дохристианские культовые сооружения - зиккураты (многоступенчатое сооружение, в котором находилось святилище).
Официально считается, что архитектор мавзолея Алексей Щусев использовал элементы древней Шумерско-Вавилонской архитектуры только для того, чтобы тактично вписать новое здание в ансамбль старинных зданий Красной площади.
Эта версия не выдерживает критики. Для того чтобы не нарушать облик Красной площади, нужно было всего лишь использовать стиль, в котором все постройки площади и были выполнены ранее, т.е. "Русский" или "Неорусский". В этом стиле, кстати, Щусев и был непревзойденным мастером. Почему же для Мавзолея вождя архитектор выбрал странные и непривычные для глаза формы Шумерско-Вавилонских культов?
Если верить сложившейся легенде, то на квартиру Андрея Щусева ночью приехала машина из ОГПУ, откуда архитектора прямиком привезли на собрание "Политбюро", где и сделали срочный заказ на разработку проекта мавзолея Ленина. Но почему именно Щусеву?
В этот период в Москве прозябали десятки знаменитых архитекторов царского времени, построивших сотни известнейших гражданских объектов. Но Советское правительство почему-то выбрало Щусева, наиболее известного как автора культовых построек.
Этот выбор говорит о том, что авторам идеи Мавзолея Ленина был нужен архитектор именно с опытом культового строительства, а Шумерско-Вавилонские формы (по сути, архитектура древней восточной деспотии) могли быть рекомендованы ему как образец.
Поскольку новая власть демонстративно отрицала все старое, не исключен и другой вариант - Щусеву могло быть поставлено условие, что Мавзолей может быть выполнен в любом стиле, кроме традиционного для Красной площади.
В наши дни мы уже привыкли к слову Мавзолей, и оно кажется нам вполне обыденным. Но в 1924 году этот специфический и чуждый русской разговорной речи термин был известен только историкам или архитекторам. Взять на вооружение слово Мавзолей, и запустить его в массы мог только очень эрудированный человек.
Но кто же был этот человек и какой цели он добивался?
Первым, кто приходит на ум - Лев Троцкий, однако до нас дошли свидетельства, что он был противником подобного сохранения памяти Ленина. Кроме того, в этот период Троцкого не было в Москве, он находился на Кавказе, в Сухуми и повлиять на выбор архитектора и форму заказа никак не мог.
Из наиболее авторитетных членов Советского правительства того времени остаются только Дзержинский, Сталин, Каменев, Зиновьев и Бухарин. Вряд-ли подобное решение могло быть принято только путем общих обсуждений - у каждой подобной идеи всегда существует только один автор, с которым все остальные соглашаются или нет.
Кандидатуры Дзержинского (холодного, рассудочного педанта) и Бухарина (больше экономиста и технократа, чем романтика) я вынужден отвергнуть - подобные идеи просто не могли придти им в голову. Остаются только страстные и пламенные романтики-революционеры, Каменев и Зиновьев, а также сложная фигура недоучившегося семинариста Сталина.
Принимая во внимание, что третий (и последний) Мавзолей Ленина был возведен к октябрю 1930 года, т.е уже в годы однозначного возвышения Сталина, но при этом, из последней версии Мавзолея были убраны все отсылки к древней архитектуре (но сохранен общий внешний объем, т.к здание уже было известно во всем мире), авторами первоначальной идеи были, скорее всего, Зиновьев и Каменев.
Разумеется, нельзя утверждать, что Советские вожди (или их часть) планировали буквальное "обожествление" вождя мировой революции, но предпосылки заложить возможные основы некой новой мировой идеологии вполне очевидны. Нравы в тот период были еще в значительной степени архаичными и 1924 год - это все-таки не 1935 и тем более не 1945.
Вероятно, достигнув высшей власти, Иосиф Сталин, был вынужден считаться со сложившимся (еще до его окончательного возвышения) вокруг Ленина статус-кво, но, очевидно, расправился с псевдо-религиозными поползновениями романтиков первых лет революции.