Найти в Дзене
Культур-трегер

Кто мог выбрать для Мавзолея Ленина стиль культовых зданий Древнего Вавилона

Справа Мавзолей В.И.Ленина (построен к 1930 году), слева: Зиккурат Дур-Унташ (реконструкция) был построен около 1250 до н.э.
Справа Мавзолей В.И.Ленина (построен к 1930 году), слева: Зиккурат Дур-Унташ (реконструкция) был построен около 1250 до н.э.

Многие уже в наше время заметили, что формы мавзолея Ленина напоминают древние дохристианские культовые сооружения - зиккураты (многоступенчатое сооружение, в котором находилось святилище).

Официально считается, что архитектор мавзолея Алексей Щусев использовал элементы древней Шумерско-Вавилонской архитектуры только для того, чтобы тактично вписать новое здание в ансамбль старинных зданий Красной площади.

Эта версия не выдерживает критики. Для того чтобы не нарушать облик Красной площади, нужно было всего лишь использовать стиль, в котором все постройки площади и были выполнены ранее, т.е. "Русский" или "Неорусский". В этом стиле, кстати, Щусев и был непревзойденным мастером. Почему же для Мавзолея вождя архитектор выбрал странные и непривычные для глаза формы Шумерско-Вавилонских культов?

Второй (деревянный) мавзолей Ленина имел типичные черты Шумерско-Вавилонской архитектуры: Ступенчатую композицию из 7 частей, крутые парные боковые лестницы (в древнем мире по ним торжественно поднимались процессии жрецов), профилированные (античным орнаментом) фасады и карнизы, а также венчающий сооружение портик (в древности считалось, что в этой части зиккурата пребывал бог).
Второй (деревянный) мавзолей Ленина имел типичные черты Шумерско-Вавилонской архитектуры: Ступенчатую композицию из 7 частей, крутые парные боковые лестницы (в древнем мире по ним торжественно поднимались процессии жрецов), профилированные (античным орнаментом) фасады и карнизы, а также венчающий сооружение портик (в древности считалось, что в этой части зиккурата пребывал бог).

Если верить сложившейся легенде, то на квартиру Андрея Щусева ночью приехала машина из ОГПУ, откуда архитектора прямиком привезли на собрание "Политбюро", где и сделали срочный заказ на разработку проекта мавзолея Ленина. Но почему именно Щусеву?

В этот период в Москве прозябали десятки знаменитых архитекторов царского времени, построивших сотни известнейших гражданских объектов. Но Советское правительство почему-то выбрало Щусева, наиболее известного как автора культовых построек.

А.Щусев: церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители в Москве, построена к 1909 году в Неорусском стиле, те в современном (на то момент) переосмыслении форм древнерусского зодчества.
А.Щусев: церковь Покрова в Марфо-Мариинской обители в Москве, построена к 1909 году в Неорусском стиле, те в современном (на то момент) переосмыслении форм древнерусского зодчества.

Этот выбор говорит о том, что авторам идеи Мавзолея Ленина был нужен архитектор именно с опытом культового строительства, а Шумерско-Вавилонские формы (по сути, архитектура древней восточной деспотии) могли быть рекомендованы ему как образец.

Поскольку новая власть демонстративно отрицала все старое, не исключен и другой вариант - Щусеву могло быть поставлено условие, что Мавзолей может быть выполнен в любом стиле, кроме традиционного для Красной площади.

Исаак Бродский "У Мавзолея В. И. Ленина 1924". Обратите внимание - абсолютно все женщины на этом рисунке с покрытой головой, в красных платках, что напоминает какой-то ритуал. Верхний портик здания с черными колоннами - типичное древнее святилище.
Исаак Бродский "У Мавзолея В. И. Ленина 1924". Обратите внимание - абсолютно все женщины на этом рисунке с покрытой головой, в красных платках, что напоминает какой-то ритуал. Верхний портик здания с черными колоннами - типичное древнее святилище.

В наши дни мы уже привыкли к слову Мавзолей, и оно кажется нам вполне обыденным. Но в 1924 году этот специфический и чуждый русской разговорной речи термин был известен только историкам или архитекторам. Взять на вооружение слово Мавзолей, и запустить его в массы мог только очень эрудированный человек.

Но кто же был этот человек и какой цели он добивался?

Первым, кто приходит на ум - Лев Троцкий, однако до нас дошли свидетельства, что он был противником подобного сохранения памяти Ленина. Кроме того, в этот период Троцкого не было в Москве, он находился на Кавказе, в Сухуми и повлиять на выбор архитектора и форму заказа никак не мог.

Из наиболее авторитетных членов Советского правительства того времени остаются только Дзержинский, Сталин, Каменев, Зиновьев и Бухарин. Вряд-ли подобное решение могло быть принято только путем общих обсуждений - у каждой подобной идеи всегда существует только один автор, с которым все остальные соглашаются или нет.

Одним из прототипов Мавзолея Ленина иногда считают ступенчатую пирамиду в Саккаре - древнейшее из сохранившихся в мире каменных зданий, она была построена для фараона Джосера ок. 2650 года до н. э.
Одним из прототипов Мавзолея Ленина иногда считают ступенчатую пирамиду в Саккаре - древнейшее из сохранившихся в мире каменных зданий, она была построена для фараона Джосера ок. 2650 года до н. э.

Кандидатуры Дзержинского (холодного, рассудочного педанта) и Бухарина (больше экономиста и технократа, чем романтика) я вынужден отвергнуть - подобные идеи просто не могли придти им в голову. Остаются только страстные и пламенные романтики-революционеры, Каменев и Зиновьев, а также сложная фигура недоучившегося семинариста Сталина.

Принимая во внимание, что третий (и последний) Мавзолей Ленина был возведен к октябрю 1930 года, т.е уже в годы однозначного возвышения Сталина, но при этом, из последней версии Мавзолея были убраны все отсылки к древней архитектуре (но сохранен общий внешний объем, т.к здание уже было известно во всем мире), авторами первоначальной идеи были, скорее всего, Зиновьев и Каменев.

По сравнению со вторым (деревянным) Мавзолеем Ленина, внешняя структура и декоративная отделка фасадов третьего здания были максимально упрощены: уменьшено количество ярусов, удалены все возможные античные орнаменты (и малейшие намеки на них), верхний портик-храм, по сути, был превращен в обычные стилизованные окна и т.п.
По сравнению со вторым (деревянным) Мавзолеем Ленина, внешняя структура и декоративная отделка фасадов третьего здания были максимально упрощены: уменьшено количество ярусов, удалены все возможные античные орнаменты (и малейшие намеки на них), верхний портик-храм, по сути, был превращен в обычные стилизованные окна и т.п.

Разумеется, нельзя утверждать, что Советские вожди (или их часть) планировали буквальное "обожествление" вождя мировой революции, но предпосылки заложить возможные основы некой новой мировой идеологии вполне очевидны. Нравы в тот период были еще в значительной степени архаичными и 1924 год - это все-таки не 1935 и тем более не 1945.

На крыше верхнего яруса Мавзолея Ленина все-таки выложен какой-то (невидимый с земли) орнамент.
На крыше верхнего яруса Мавзолея Ленина все-таки выложен какой-то (невидимый с земли) орнамент.

Вероятно, достигнув высшей власти, Иосиф Сталин, был вынужден считаться со сложившимся (еще до его окончательного возвышения) вокруг Ленина статус-кво, но, очевидно, расправился с псевдо-религиозными поползновениями романтиков первых лет революции.