Найти тему
Дикое поле

Кафтан для батыра.

Верхнее долгополое мужское платье - кафтан - всегда пользовалось огромной популярностью на территории Евразии, его вариации носили представители самых разных национальностей, населявших самый большой материк Земли, а некоторые стали интернациональны, как, например, башмет - элемент тюркского национального костюма, который носили представители всех народов, проживавших в Диком Поле.

Казачий бешмет.
Казачий бешмет.

Бешмет представляет из себя стеганый, наглухо застегиваемый кафтан со стоячим воротником, восходящий своим внешним видом к тюркским латным доспехам, отличаясь от остальных разновидностей кафтанов своей длиной - до колен - и приталенностью, дабы подчеркнуть достоинства фигуры хозяина. Как правило, бешмет носился на рубаху и под халат, но чаще обходились без них, лишь подпоясывая бешмет специальным сабельным поясом, к которому, помимо сабли и кинжала, крепилось все, что было необходимо в дальнем странствии и бою.

Генерал Врангель в казачьем мундире - черкеске с бешметом.
Генерал Врангель в казачьем мундире - черкеске с бешметом.
Сабельный пояс запорожского казака, современная реконструкция.
Сабельный пояс запорожского казака, современная реконструкция.

К XV веку бешмет стал крайне популярной одеждой у ногайцев и татар, от которых его переняли и русские казаки, у которых он стал повседневной одеждой, чему, помимо, всего прочего, способствавола его всесезонность - в зимнее время года бешмет просто подбивался ватой, став таким образом прототипом всем известного ватника. Что касается ткани, то особого значения ей казаки не придавали, главное, чтобы она немаркой и немнущейся, а цветовая гамма бешмета регулировалась принципом "Чем старше казак - тем темнее бешмет", впрочем, после Крымской войны 1853-1856 годов казаки стали предпочитать бешметы защитного цвета, которые после того, как их переняли солдаты регулярной армии, стали прототипом всем известной гимнастерки.

-4
Прямые потомки бешмета ватник и гимнастерка.
Прямые потомки бешмета ватник и гимнастерка.

Бешмет так слился за столетия с казачеством, что стал прочно с ним ассоциироваться и вместе с ним же ушел в историю, когда декретом ВЦИК от 6 марта 1920 года оно было окончательно упразднено (а перед этим - частично перебито), но остались его потомки - ватник и гимнастерка, которым была суждена длиная и бурная история.