Найти в Дзене

ПОХОЖИ ЛИ, КАК ПИСАТЕЛИ МАРК ТВЕН И ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС

.

.

.

Похожи ли произведения "Оливер Твист" Чарльза Диккенса и "Принц и Нищий" Марка Твена? Как ни странно, похожи, хотя если Марк Твен, в чем -то, американский Чарльз Диккенс, (как его, часто называют), то Чарльз Диккенс, ни в коем случае, не английский Марк Твен. Если же меж их произведениями обозначить стилистически -литературную, или психологическую разницу , Марк Твен - романтик, близкий к художественному реалисту, а Чарльз Диккенс - скорее английский сентименталист - с чертами романтизма и критического социального реализма. Чарльз Диккенс , при всей своей любви к детям, и гуманизме, все таки, чисто английский консерватор , многие особенности его стиля можно назвать викторианскими. Марк Твен же, скорее американский демократ. Несколько разным является и взгляд писателей на детство. Детство Чарльза Диккенса, куда более суверенно, и несчастно, как другая от взрослых реальность. В этом смысле Диккенс- английский романтик. Детство же Марка Твена - не так суверенно, как жизненно, лучисто и счастливо, хотя детство Твена, даже не столько раскрывает себя, сколько жизнь в ее утраченной взрослыми непосредственности и чистоте. Этой чертой Марк Твен и притягателен и оригинален.

КАСАЯСЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ СЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ ДИККЕНСА

.

.

.

Не менее сложный вопрос, противоречия самого Диккенса, с одной стороны полного любви к своему народу, и к бедным, аристократию же, часто изображающего, в самых сатирических чертах., с другой стороны, человека, отвергшего французскую революцию, и при всей любви, боявшегося темных сторон тех, кого он любил, говоря о бедняках, или о мире бедных. В Оливере Твисте писатель , не имеющий благородного по крови происхождения , с одной стороны, подобно своим родителям, тщетно искавшим аристократические истоки своей родословной , идёт, в конце концов, на художественный компромисс с высшим обществом, а с другой стороны, наконец, находит выход своим детским травмам и страданиям. Как известно, отец писателя, не раз попадал в долговую тюрьму. Отсюда, все сострадания Диккенса бедным. В то же время, мир раскрывающийся за границами благополучного , воспитанного общества, Чарльза Диккенса пугал. Чарльз Диккенс искал образ самого идеального аристократа, и в конце концов, нашел его в своем маленьком герое.

-2

ПОЧЕМУ МАРКС И ПОЧТИ ВСЕ МАРКСИСТЫ ЛЮБИЛИ ДИККЕНСА

.

.

.

Не нужно даже говорить об огромном влиянии Диккенса на Достоевского. Интересно, и то, что Карл Маркс (чрезвычайно ценивший произведения Диккенса) , и сам Диккенс, были современниками друг другу, многие исследователи полагают, что Диккенс, чьи романы строятся на острейшем классовом неравенстве, был почитателем Маркса, ( в качестве примера, можно вспомнить его знаменитый роман "Домби и сын" ). Хотя, в отличие от Маркса , Диккенс страшился революции, как победы хаоса, и темного народного начала, и был все - таки консерватором. Диккенс остро ощущал драматичность человеческого бытия, хотя в нем немало тонов чисто мелодраматичных. Драма, на то и драма, что в отличие от мелодрамы, чьи противоречия разрешаются лишь в сфере отношений, драма может найти свое разрешение, либо в общечеловечески-широком , (или в глубоком), либо в Боге. Диккенс же, живший в эпоху разделенного общества, часто не находил какого либо выхода своим героям. Хотя, как подметил философ Дьердь Лукач, писавший о Чарльзе Диккенсе, воображение писателя зачастую радикальнее его идеологии.

Х Х Х

.

.

Когда, пронзительнее свиста,
Я слышу английский язык —
Я вижу Оливера Твиста
Над кипами конторских книг.

У Чарльза Диккенса спросите,
Что было в Лондоне тогда:
Контора Домби в старом Сити
И Темзы желтая вода…

Дожди и слезы. Белокурый
И нежный мальчик — Домби-сын;
Веселых клэрков каламбуры
Не понимает он один.

В конторе сломанные стулья,
На шиллинги и пенсы счет;
Как пчелы, вылетев из улья,
Роятся цифры круглый год.

А грязных адвокатов жало
Работает в табачной мгле —
И вот, как старая мочала,
Банкрот болтается в петле.

На стороне врагов законы:
Ему ничем нельзя помочь!
И клетчатые панталоны,
Рыдая, обнимает дочь

Осип Мандельштам

КАСАЯСЬ АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕДРАССУДКОВ ДИККЕНСА

.

.

.

Иногда произведения Диккенса упрекают в том, что он был слишком писателем предрассудков своей эпохи. Даже аристократическое происхождение Оливера Твиста у многих читателей вызвало разочарование. "Классовое" объяснение лучшего в своем герое - казались отдельному читателю надменным. Хотя достоинство книги про Оливера Твиста состоит даже не в том, что Оливер Твист, оказывается принцем (аристократом) по крови, волею судьбы брошенным в трущобы, что и объясняет тайну его " ангельского характера", а скорее в христианском иносказании этого сюжета состоящем, в том, что дворянская кровь, олицетворяющая образ небесной души, сильнее внешней, земной среды, как и в том, что принц, именно тогда, наиболее проявляется как принц, когда он близок к народу. Это очень английский подход. А кроме этого, это христианская идея, близкая к тому, что и сам Христос родился в семье плотника. Достоинство же книги Марка Твена состоит в обратном, в том, что и самый бедный ребенок из низов, втайне, принц. И это, скорее, чистый американский подход - с его идеей равенства и братства. В каждом подходе есть своя истина, как и поэтическое иносказание.

___________

P. S.

.

Что бы стать хорошим художником, нужно что- то в переходный период юности сохранить в себе от детства , на всю жизнь. А что бы стать хорошим поэтом , наверное, нужно уже в детстве вообразить себя юным, но уже взрослым , и одиноким существом.