Со старшим сыном год перед школой прошёл по классической схеме. Два раза в неделю после детского сада он посещал школу будущего первоклассника. До сих пор этот год вспоминается как самый загруженный. Полноценный день в садике, два раза - школа (и домашние задания), два раза - логопед, три раза - дзюдо. И младенец в слинге, с которым я осуществляла всю логистику.
Если бы мы по-прежнему жили в Нижнем, Петя бы тоже посещал подготовку к школе. Потому что там, где это делал старший сын, и где в последствии учился два года, все было организовано идеально для детей. Из трёх уроков, которые были у будущих первоклассников вечером, один урок проводил психолог. Ребят там учили общаться, грамотно выражать свои эмоции, в общем, невероятно полезно! Два других урока тоже были выстроены замечательно. Дети от школы будущего первоклассника были в восторге, бежали туда, торопили время до следующих занятий и вытащить их из класса в 19:00 было сложно.
Я считаю, что посещение школы будущего первоклассника нужно, но надо смотреть по ситуации. Конечно, здорово, что ребёнок имеет возможность познакомиться со школой, с тем, как идёт урок, учится слушать и слышать учителя, идеально, если учительница, которая ведёт подготовку, будет набирать первый класс. Очень мне нравится расклад, когда курсы подготовки проходят по субботам.
А теперь - реальность. В основном, занятия - по вечерам, после дня в саду это нелегко. Иногда такие курсы начинаются аж за два года до школы. Пятилеток сажают за парты и серьезно грузят домашними заданиями. В нашем случае ещё и нужно забирать раньше из сада, чтобы успеть на курсы, тогда ребёнок не попадает на любимые кружки. Добираться до школы - только на транспорте. А ещё - бесконечные дистанты, занятия онлайн… Взвесив все это, мы решили, что лучше без курсов.
Как готовимся? Смотрим ФГОСы на сайте минобрнауки. Перечень, что необходимо знать ребёнку при поступлении в школу, не такой большой и страшный. Я бы ещё сразу смотрела, по какой программе будет учиться ребёнок в начальной школе, у каждой есть особенности. Но перечень базовых навыков - стандартный. От них и отталкиваемся.
Большинство пунктов из перечня покроют вот эти три пособия. Здесь - вся база по развитию речи и знаниям в области окружающего мира. Основные темы: фрукты, овощи, животные, времена года, дни недели, предметы обихода, транспорт, профессии, праздники, русские народные сказки.
Далее - буквы, чтение. Отличные пособия для дошкольников у «Банды умников», дети обожают по ним заниматься. Ещё я всегда рекомендую умные блокноты от «Айрис-пресс», их удобно брать в дорогу. Эти ещё и вечные - листы заламинированы, пишешь фломастером, стираешь. Ещё очень хорошо работает пособие Жени Кац «Играем с буквами», Петя уже закончил его, не могу найти для фото. Про обучение чтению и закреплению навыка много писала отдельно, будут ссылки.
Математика - тоже «Банда умников», пособия Жени Кац, блокноты «Айрис-пресс».
Петя сейчас дорос до комплексного подхода. Выполнял задание в тетради «Времена года», надо было написать решение, получилось 6, не понравилось, как написал шестерку. Тут же открыл блокнот и по образцу написал строчку шестёрок. А состав числа идеально применять в жизни. Катается с горки, определил, что ещё 10 раз съедет, съехал 6, осталось - 4. Жизнь - лучший учитель.
Также от ребёнка требуется владение ножницами, карандашом. Рисуем (не фломастерами), вырезаем, делаем аппликации. Тренируемся складывать бумагу. Подключаем гравюры. Поняла, что на отдельную статью по ним я не наберу материала, все очень просто и коротко. Работа над гравюрой - это правильная постановка руки, держишь штихель не так, просто не процарапается рисунок. Ну и усидчивость, конечно. В фикс прайс снова завезли гравюры идеальные для начинающих - не так много мелких деталей.
Отдельный навык - ориентация ребёнка на листе бумаги. Должен уметь повторить рисунок, продолжить его, если нарисована только половина, рисовать под диктовку (графический диктант - взрослый говорит, например, отступить две клетки, нарисовать линию от точки наверх на одну клетку и т.д.)
Ещё дети должны владеть основами логики, что те же тетради Жени Кац отлично тренируют. Ещё это тренируется при помощи настильных игр, но эта тема точно требует отдельной статьи. Ну и то, что можно и нужно выучить без вспомогательных средств - имя, фамилию, домашний адрес, дату рождения, ФИО родителей и их профессию, в каком городе/посёлке и в какой стране живёшь.
Думаю, справиться можно. Единственное, не нужно забывать, что без психологической готовности и развитых поведенческих навыков ребёнку в школе будет очень сложно. Отдельное внимание с малых лет необходимо уделять развитию эмоционального интеллекта, умению договариваться с другими детьми, решать конфликты мирным путём, умению быть частью коллектива и работать в команде, о чем тоже поговорим отдельно.
Ещё про наши занятия:
Тренажер по чтению «Письма гнома Гоши» - здесь
Обучение чтению с «Бобуквами» от изд-ва «Я могу» - здесь
Самые первые пособия для дошкольников - здесь