История единственного, несостоявшегося авианосца Германии «Graf Zeppelin» общеизвестна, поэтому нет смысла ее подробно пересказывать. Также известна и его послевоенная история: после того как недостроенный корабль был затоплен в конце войны под Шецином,
он попал в руки частей Красной армии.
Специалисты 77-го отряда аварийно-спасательной службы КБФ исследовали сидящий на грунте корпус. Затем была произведена его герметизация, откачана вода, и корабль после всплытия отбуксировали
в Свинемюнде (ныне порт Свиноуйсьце), бывшую военно-морскую базу Кригсмарине.
По межсоюзнической договоренности о разделе германского флота «Graf Zeppelin» передавался Советскому Союзу и был причислен к категории «С», т. е. к кораблям, подлежащим уничтожению.
После детального изучения конструкции 14 августа 1947 года корпус недостроенного авианосца вывели на буксире в море, на морской полигон, где после бомбардировок, поражения торпедами и, наконец, подрыва фугасных бомб он скрылся под водой. Единственным «белым пятном» оставалось место его затопления.
11 июля 2006 года исследовательский корабль «Ст. Барбара» польской фирмы «Петробалтик», занимающейся разработкой и эксплуатацией подводных месторождений нефти в экономической зоне Польши на Балтике, начал рутинное исследование рельефа дна и промер глубин
в районе плавучей платформы «Балтик Беата». На следующий день при прохождении одного участка (30 миль севернее польского г. Розеве) эхолот показал в точке с координатами 55° 31’ 03” N; 18° 17’ 09” E лежащий на дне крупный объект. При помощи многолучевого эхолота удалось определить его основные размеры (длина 257 м, ширина 30 м, высота 26,6 м), которые соответствовали размерениям германского авианосца.
25 июля 2006 года гидрографическое судно польского военно-морского флота ORP «Arctowski» (ОРП «Арцтовски») отправилось к обнаруженному объекту с целью проведения комплексных исследований для установления наименования затонувшего корабля и определения степени опасности для судоходства в данном районе.
Во время работ использовалось штатное оборудование: многолучевой эхолот MBES (Multibeam Echosounder), однолучевые эхолоты SBES (Single Beam Echosounder), бортовой, боковой сонар SSS (Side Scan Sonar), буксируемый боковой двухчастотный сонар типа «Towfish». Дополнительно был задействован дистанционно управляемый подводный робот ROV (Remotely Operated Vehicle).
Необходимость идентификации остова затопленного объекта связывалась с тем фактом, что в этом районе в конце войны было потоплено несколько больших немецких судов.
Работы продолжались непрерывно 32 часа, в том числе пять часов велось наблюдение при помощи робота во время стоянки на якоре около кормовой оконечности объекта.
Вначале определена скорость прохождения звука под водой для калибровки оборудования; знание ее позволяло с большой точностью определить глубины. Определен район зондирования размером
1130×580 м. Довольно быстро объект был обнаружен, первоначальные исследования при помощи эхолота MBES позволили определить:
— места над остовом корабля с минимальными глубинами;
— чистоту дна вокруг объекта;
— методику использования буксируемого сонара;
— профили для исследования сонаром.
Исследование подводного объекта велось при помощи вертикального эхолота путем перемещения гидрографического корабля по строго определенным профилям с одновременной регистрацией величин глубины, увязанных к очень точно определенным географическим координатам.
После определения минимальных глубин над корпусом началось исследование при помощи буксируемого бокового сонара с целью получения изображений дна и объекта. В этих исследованиях использовались боковой сонар типа ASCON-100 с рабочей частотой
100 кГц и буксируемый боковой сонар типа «Towfish», работающий одновременно на двух частотах (100 и 500 кГц). Цифровой сонар типа
DF-1000 («Рыбка») буксировался на 200-метровом кевларовом кабеле. Полученные данные обрабатывались на компьютере.
Гидрографический корабль двигался вдоль продольной оси объекта
с установленным диапазоном работы сонара 150 м на борт. При скорости буксировки высота «Рыбки» над объектом варьировала от 35 до 51 м, что составляло 23–34% рабочего диапазона (150 м).
Требовалось сделать два прохода параллельно продольной оси,
а очередные два — перпендикулярно к предыдущим. Минимально требуемое число проходов — четыре. Каждый раз надлежало стремиться «освещать» лучом сонара оба борта корпуса.
В случае исследования «Graf Zeppelin» было сделано значительно больше проходов, чтобы получить как можно более качественные изображения.
В результате проведенных работ удалось установить следующее:
— минимальная глубина над корпусом составляет 58,9 м, корпус покоится на глубине 87 м;
— корпус лежит на дне носом на курсе 059,3°, с креном на правый борт около 34°;
— корпус возвышается над дном на 27,8 м, его длина 257 м;
— довольно хорошо сохранился деревянный настил палубы;
— отчетливо видны носовой и кормовой подъемники самолетов размерами 13×13 м;
— большое отверстие на месте среднего подъемника и машинного отделения размером 56×13 м;
— сильно повреждена рубка «остров» по правому борту длиной 62 м. Определение наименования корабля проводилось путем сравнения полученных цветных изображений от прохождения сонара, а также кадров съемки, проведенной подводным роботом ROV, с имеющейся
на корабле документацией — чертежами и фотографиями издания С. Брейера «Graf Zeppelin» («Graf Zeppelin». Siegfried Breyer), выпущенным гданьским издательством «AJ-Press».
С очень большой долей достоверности можно утверждать, что найденный корабль — это действительно авианосец «Graf Zeppelin». Стопроцентная идентификация возможна только в случае регистрирования детали, характерной только для данного корабля (имя на борту, рында и пр.),
но четкие изображения позволили выявить соответствие основным габаритам авианосца, расположения и размеров рубки «острова»
на правом борту, расположения площадок и спонсонов зенитной артиллерии, бортовых ниш, противоторпедных булей и характерных, восьмиугольных подъемников.
© Р. Ендрусик
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут" №68/2012
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!