Найти в Дзене
Былое и настоящее

Как советский "дважды адмирал" Абрамов захватил вражескую территорию в начале Великой Отечественной войны?

Оглавление

Июнь 1941 года - трагическое время для нашей страны. Но помимо отступлений с тяжелыми боями Красная Армия могла совершить и героическую высадку на вражескую территорию. О беспрецедентном десанте дунайской флотилии Николая Абрамова сегодня редко вспоминают. И зря. Сейчас вы убедитесь в том, что этот флотоводец незаслуженно практически забыт потомками.

С Урала на румынскую границу.

Военные подвиги Николая Осиповича Абрамова говорят о нем больше, чем его биография. Сегодня имя контр-адмирала практически забыто, в Сети можно отыскать лишь пару фотографий военачальника и крупицу информации о нем. О ранних годах известно лишь, что Абрамов родился на Урале в 1897 году, а в 19-летнем возрасте ушел на фронт Первой Мировой.

Тогда же Николай Осипович навсегда связал свою жизнь с флотом. В качестве машиниста Абрамов провоевал недолго, а революцию застал в столице. Молодой матрос примкнул к большевикам и продолжил службу в Красном Флоте.

-2

После окончания военно-морского училища в 1928 году Абрамова отправили на Черноморский флот. В довоенном СССР способные морские офицеры были на вес золота, поэтому Абрамов быстро продвигался по службе. В 1936 году он уже был начальником штаба дивизиона канонерских лодок.

Бесценный опыт Николай Осипович получил в Испании, где занимался конвоированием республиканских судов. По возвращении в СССР Абрамов получил орден Красного Знамени и новое назначение. В должности командующего Дунайской военной флотилии он и встретит Великую Отечественную войну.

Молодая флотилия против румынской армии.

Интересно, что Дунайская флотилия была чуть ли не самым молодым флотским подразделением Советского Союза. Небольшой участок устья Дуная СССР вернул в 1940 году после присоединения Бессарабии. Тогда же командование приказало Абрамову создать флотилию для реки с многочисленными плавнями и мелкими притоками.

Под командованием Николая Осиповича находились 5 мониторов с мощным вооружением, 7 речных тральщиков, минный заградитель и пару десятков судов поменьше. В бой также могли пойти авиаэскадрилья и пограничники на 30 речных судах.

-3

Гораздо опаснее и многочисленнее выглядели румынские войска. После потери Северной Буковины и Бессарабии и в 1940 году румыны всерьез рассчитывали взять реванш. В их планах было возродить "великую Румынию" с возвращением Бессарабии и присоединением Заднестровья до Одессы.

Румынский берег Дуная находился на возвышенности, что давало преимущество артиллерии. А еще они могли выставить гораздо больше войск. Только одна 4-я армия на этом участке фронта имела под ружьем не менее 5 дивизий. До последнего румыны уповали и на другой свой "козырь" - внезапное нападение утром 22 июня 1941 года.

Провал румынского наступления в первый день войны.

В ночь с 21 на 22 июня советский флот был приведен в полную боевую готовность. Это спасло и Дунайскую флотилию. Контр-адмирал Абрамов успел рассредоточить корабли в речном бассейне. А в 4 часа утра, рискуя собственной головой, приказал открыть огонь по наступающим румынам. Эффект ответного огня был ошеломляющий.

Как пишет автор портала ruposters Владимир Тихомиров, ни один румын в тот день не добрался до советского берега. Контр-адмирал решил закрепить успех. Абрамов приказал подавить дальнобойную румынскую артиллерию, перед которой на другом берегу был как на ладони город Измаил.

-4

Под покровом ночи 23 июня катера с заглушенными моторами переправились на румынский берег. Румыны были полностью не готовы к советскому десанту: ни мин, ни колючей проволоки. Наши морпехи и пограничники молниеносно взяли местечко Сату-Ноу, ликвидировали корректировочный пункт и взяли в плен 70 румын. И главное: совершенно без потерь!

Не обошлось и без хитрости контр-адмирала. Николай Осипович сильно рисковал, когда при недостатке мин показательно устанавливал заграждения. Но именно благодаря этому румынские мониторы побоялись подходить к советскому берегу 23 июня.

Красный флаг на чужой земле в 1941 году.

К 24 июня Дунайской флотилии удалось взять под контроль еще несколько островов. Таким образом, советский плацдарм разросся уже до 40 километров. При поддержке артиллерии 25 июня десантникам удалось разбить элитный батальон румынской пехоты. Пленные контрразведчики также сдали румынскую резидентуру в Измаиле.

Уничтожение диверсантов позволило Абрамову тайно ввести в строй подоспевший стрелковый полк Перекопской дивизии. В ночь на 26 июня снова выключенными моторами советский десант подошел к селу (его часто называют городом) Старая Килия на румынском берегу Дуная. Уже утром над местечком был поднят красный флаг.

-5

Старая Килия стала единственным крупным населенным пунктом на территории врага, который захватили и удерживали красноармейцы в начале войны. Подоспевшие силы пехоты помогли объединить плацдармы на румынской территории. Так советские рубежи на правом берегу Дуная растянулись на 70 километров.

Пока немцы стремительно наступали на советской территории, румыны неуклонно теряли позиции в дельте Дуная. 28 июня 1941 года румынский диктатор Антонеску сообщил Гитлеру, что в его страну вторглись "десять тысяч комиссаров".

Эвакуация и дальнейший путь флотилии.

К сожалению, общая ситуация на фронте перевешивала успехи Николая Осиповича и его бойцов. С 30 июня румыны вовсю теснили остававшийся на правом берегу советский плацдарм. 16 июля 1941 года РККА оставила Кишинев, под угрозой в тылу врага оказалась Дунайская военная флотилия.

Сложнее всего было эвакуировать бойцов с правого берега, где ни на минуту не замолкала пальба. Тогда в воздух поднялись 6-8 стареньких бипланов И-153. Рев истребителей заглушил рев подоспевших моторных лодок, на которых эвакуировались бойцы.

-6

19 июля 1941 года Дунайская военная флотилия покинула места первого героического десанта Великой Отечественной войны. Эвакуация прошла почти без потерь. Лишь на последний выходивший из Дуная катер румыны успели обрушить мощь всех орудий.

Дунайскую флотилию ждал переменчивый ветер. Она участвовала в обороне Одессы, но была расформирована в 1941 году. Затем возрождена в 1944-м, победно пройдя от места первого советского десанта Великой Отечественной до Имперского моста в Вене, где моряки встретили День Победы.

Как стал дважды адмиралом и командовал флотом иностранного государства.

Что касается Николая Осиповича Абрамова, то его военная карьера после 1941 года пошла другим путем. Так как его подразделение было расформировано, контр-адмирал отправился командовать базой Северного флота.

Организаторский талант Абрамова пригодился в мирное время. Сначала он занимался вопросами флота в освобожденной Болгарии, а летом 1945 года был назначен командующим военно-морским флотом Польши. По аналогии с "дважды маршалом" Рокоссовским, получившим эквивалентное звание у поляков, Николая Абрамова можно назвать "дважды адмиралом".

-7

Как и на Красном Флоте, в Польше Николай Осипович получил звание контр-адмирала. Уникальный случай в отечественной истории, когда советский флотоводец имел адмиральское звание иностранного государства. Советского и польского адмирала не стало в 1964 году.

И пусть Дунайский десант 1941 года сегодня слегка забыт, в начале Великой Отечественной он внес свой вклад в моральный настрой красноармейцев. Позитивные весточки с фронта будто говорили словами маршала Крылова: "Рано или поздно мы придем туда, откуда на нас напали, и кончать войну будем там!"

Подпишись.