Армии всех государств – участников Первой мировой войны – вступили в нее, не имея какого-либо средства защиты головы от пуль и осколков. В России Генеральный штаб положился на опыт союзников – французов, принявших на вооружение каску системы Адриана М-1915.
Первыми русскими подразделениями, применившими в боевых условиях эти шлемы, стали батальоны Особых бригад, экспедированных во Францию для помощи союзникам, испытывавшим острую нехватку в живой силе. Согласно заключенным договорам, все снаряжение и вооружение, за исключением предметов обмундирования, осуществлялось французской стороной. В числе этих предметов в русские части были переданы каски Адриана с заменой французской символики впереди тульи каски на русский государственный герб – двуглавого орла. Положительный опыт использования каски Адриана во Франции послужил поводом для снабжения ею частей императорской армии в России.
Даже при невысоком качестве и толщине металла французских касок число «поранений сокращалось на 60%».
Одним из инициаторов принятия этой каски на вооружение был известный генерал Российской, а впоследствии и Красной армии А.А. Игнатьев. В период Первой мировой войны он являлся военным агентом по закупке вооружений во Франции и впоследствии вспоминал в своих мемуарах, что «больше всего поражал нас внешний вид пехоты в стальных касках, устранявших три четверти всех ранений в голову. Тщетно навязывал я этот вид снаряжения русскому командованию, предлагая использовать с этой целью налаженное во Франции изготовление касок. Николай II, которому были демонстрированы высланные мною образцы, нашел, что каска лишает русского солдата воинственного вида. Потребовалась и тут острая полемика с Петроградом, чтобы получить разрешение на срочный заказ через французское правительство одного миллиона касок».
Каска имела 3 размера подтулейного устройства и вес от 670 до 750 грамм, при толщине стального листа 0,7 мм, что было недостаточно для защиты от выстрелов, но снижало поражение от осколков, камней и т.д. на 60%. Она имела полусферическую форму и состояла из трех частей: купола, двустороннего козырька и гребня. Двусторонний козырек был в нижней передней и нижней затылочной части купола каски, при этом края козырька окантовывались стальной лентой. Сверху купола каски находился гребень, который прикрывал вентиляционное отверстие, находившееся в верхней части купола каски.
Спереди каски имелось два отверстия в виде закругленных прямоугольников, предназначенных для крепления герба. Первоначально это было изображение двуглавого орла, впоследствии встречались каски с заменой герба на кокарду, в ударных частях – на череп с костями, в Красной армии – на пятиконечную звезду с серпом и молотом.
Подтулейник (подкладка) каски мог изготавливаться в нескольких вариантах: 1) Из одного отрезка кожи черного или каштанового цвета в виде 6-7 лепестков, соединенных при помощи матерчатого шнура; 2) Из 7 кусков (лепестков) кожи различных цветов: черного, коричневого или других, в зависимости от наличия ассортимента на фабрике. Между подтулейником и корпусом каски имелись четыре гофрированные алюминиевые полосы, обеспечивавшие циркуляцию воздуха вокруг головы, закрепленные на припаянных к внутренней стороне корпуса каски скобах. Окраску каски производили пульверизаторами и затем закрепляли в печи при температуре 130о С.
Подбородочный ремень изготавливался из лошадиной кожи темно-коричневого цвета, состоял из двух частей и скреплялся квадратной железной пряжкой. У офицерской каски ремешок был плетеный.
Первые каски поступили в Россию в конце 1916 г. Общее количество заказанных касок было 3,5 млн., но до Октябрьской революции (когда поставки прекратились) было получено около 1 млн. шт. Каска Адриана являлась основным серийно производившимся защитным средством головы в частях Русской армии, но с 1917 г. в армии появились каски отечественного производства. После окончания Первой мировой войны каску Адриана продолжали использовать во время Гражданской войны как в Красной, так и в Белой армии, после ее окончания она официально была принята на вооружении в РККА с заменой двуглавого орла на выкрашенную в красный цвет пятиконечную звезду с серпом и молотом.