У Шекспира в произведении "Юлий Цезарь" главный герой говорит по поводу Кассия "Он слишком тощ! Его я не боюсь".
Во время "правления" маленького Иоанна VI и регентства его мамы Анны Леопольдовны, занятой больше своими личными вопросами, все понимали, что грядет заговор. Вопрос был лишь в том, кто это сделает. Елизавета Петровна? Английский посол, перефразируя Шекспировского Цезаря писал в донесении на родину: "Елизавета слишком полна, чтобы быть заговорщицей".
Но вот от дипломатов из других стран поступали с пугающим постоянством свидетельства, что именно Елизавета с подачи лейб-медика Лестока готовит дворцовый переворот. Достаточно было арестовать этого медика-интригана, чтобы пресечь все планы. Но вместо того, Анна вызывает к себе Елизавету и раскрывает перед ней все карты, требуя ответа. Тётушка регентши была на 9 лет старше, много хитрее и опытнее. Поэтому инсценировала своё чрезвычайное оскорбление подобным подозрением, ведь она так любит и Анну и сыночка её императора Ивана. Клялась, что ей чужды любые интриги, что живет в строгой вере и не смогла бы пойти на предательство. В общем, обе женщины плакали. Одна из них искренне.
На следующий вечер Елизавета Петровна молилась дома перед иконой. Просила простить ей то, что случится, обещала, что никто не погибнет, даже обещала отменить смертную казнь в России, если всё случится.
Справедливости ради, стоит сказать, что не только Лесток был организатором. Вокруг Елизаветы сплотилась целая тайная организация. Шуваловы, Разумовский, Салтыков, Воронцов, Трубецкие. Звонкие фамилии... И главное, на стороне заговорщиков были гвардейцы.
А сторонники Анны Леопольдовны просто проспали этот час Х. Так часто случается. Детали самой операции современниками описываются по-разному.
Одни утверждают, что Елизавета ворвалась в спальню Анны и Антона Ульриха с возгласом "Пора вставать сестрица!". Другие утверждают, что Анна в ту ночь спала рядом со своей подругой Юлианой Менгден. Третьи утверждают, что арестовывали регентшу без участия Елизаветы. Скорее всего, правдиво то, что скучнее всего из перечисленного.
Арестовывали и маленького императора. Тот испугался, закричал. Ну ещё бы, незнакомые дядьки его берут. Те в суматохе уронили его сестренку Екатерину, та оглохла после падения.
Власть захвачена. А что делать с Брауншвейгским семейством? Именно так стали называть теперь уже бывшего императора Ивана VI и всю семью. В противовес Елизавете, подчеркнуто, Петровне.
Бывшая царская семья была выслана в Европу, но передумали. Остановили их в Риге. Стали дальше думать, что с ними делать. Рискованно ведь такие козыри европейским партнерам высылать.
Рядом с Анной Леопольдовной была её подруга Юлиана Менгден. Рядом с Антоном Ульрихом его адъютант Геймбург. Всё как-то веселее. Больше года пробыли они в Риге.
За это время родился у Анны и Антона Ульриха третий ребенок. Девочка. И назвали её, как бы вы думали? Елизавета. Уж неужели были столь наивными эти люди, что считали, что подобный жест смягчит сердце Елизаветы Петровны? Хотя другого ничего они не могли предпринять. А надежду терять очень не хотелось.
И начались переезды. Сначала их с берегов Балтийского моря привезли в Ранненбургскую крепость, нынешний город Чаплыгин, что в Липецкой области. Но и там, это семейство не давало покоя. Решено было их отправить в Соловецкий монастырь. Но по дороге тоже передумали, в итоге семья оказалась на родине Ломоносова в Холмогорах.
Анна Леопольдовна лишилась своей подруги. Юлиану оставили в Ранненбургской крепости. Там она еще почти 20 лет проживет, после чего её отправят на родину в Лифляндию, где она в заботах о племяннице, в вязании и рассказах проживет почти до 70 лет.
Но вместо Юлианы отправили её сестру Якобину. От нее помощи Анне никакой не было. Противнейший характер, скандалы с Антоном Ульрихом, любовные связи с караульщиками. Нет...это не верная и добрая Юлиана.
Но потеря подруги - не самое страшное. У Анны и Антона Ульриха отобрали их сына Ивана. Где он теперь, что с ним, они не знали. И не узнают никогда.
А ведь они ещё молодые люди. По приезду в Холмогоры ей было лишь 26 лет, мужу 30. Разумеется, у них стали рождаться дети. И, как специально, сыновья. Вот "радости" было Елизавете узнать, что у сверженной ею семьи появляются новые представители мужского пола. А называют их еще Петром и Алексеем. Явно ж с претензией на преемственность.
Через 11 дней после рождения Алексея Анна Леопольдовна умирает. В возрасте 27 лет. Но хоронить её не стали на месте. Доставили тело в Петрбург, был проведен осмотр. С одной стороны важно было засвидетельствовать, что умерла именно Анна, чтобы не возникло случайных самозванок, а также важно было зафиксировать причину смерти. Официально было объявлено, что причиной стала огневица, то есть родильная горячка. На погребении "принцессы Анны Люнебургской", присутствовала сама Елизавета Петровна, и была молодая великая княгиня Екатерина Алексеевна, котороя в будущем продолжить дело дворцовых переворотов.
А Анна Леопольдовна....Её-то мучения окончены, но для семьи ещё всё впереди.
Интересуетесь темой? Советуем прочесть нашу книгу:
"Последний Иван на престоле. Рождение, жизнь и смерть под властью женщин".