Не так давно в Госдуме было выдвинуто предложение об ограничении срока эксплуатации автомобилей. В первую очередь грузового и общественного транспорта. Эту мысль высказал Денис Мантуров, министр промышленности и торговли.
По его словам, эта инициатива поможет обновить автопарк страны. Так, например, средний возраст грузовиков в России составляет 21 год. И этот показатель не меняется уже достаточно большое количество времени.
Что не так с этим предложением? И почему автопарк в нашей стране не молодеет? На эти и другие вопросы мы, ГК SAMCOM, ответим в этом материале.
Почему автопарк грузовиков в России не молодеет?
Средний возраст грузового автопарка России уже долгое время не меняется. Так по данным аналитического агентства «Автостат» в 2017 году он составлял 19,7 лет.
Так происходит во многом из-за того, что большая часть грузового парка в наше стране старше 15 лет. И этот показатель не меняется уже на протяжении нескольких лет: в 2017 году он был на уровне 66%, а в 2020 на уровне 64,7%.
Причина такого высокого процента старых грузовиков в автопарке, а также такого высокого среднего возраста техники достаточно проста — нехватка средств на обновление транспорта в отрасли.
Несмотря на растущий спрос в сфере грузоперевозок, денег на развитие своего бизнеса у владельцев транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей не так много. Всё из-за высокой финансовой нагрузки, которая растёт с каждым годом, а также стагнации тарифов на протяжении долгого времени.
При этом цены на технику как раз растут: новый отечественный тягач (самый простой) будет стоить около 5 млн рублей, зарубежный и с хорошим оснащением — в районе 8–10 млн. Поэтому многие перевозчики предпочитают обновлять автопарк с помощью покупки подержанных грузовиков.
Ограничение срока эксплуатации авто: что не так?
Главная проблема этой инициативы — то, что это очередной запрет, который перевозчикам будет сложно соблюсти.
Да, автопарк в стране нужно обновлять. Когда-то очень давно мы писали на эту тему. Но, на наш взгляд, это нужно делать с помощью мер поддержки, а не с помощью запретов.
Такой позиции придерживаются и другие представители сообщества. Так Антон Шапарин, глава Национального автомобильного союза сказал Autonews, что «государство может создавать программы по обновлению, давать субсидии — целый пакет мер помимо запретов».
А Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, отметил, что нужно смотреть не на возраст автомобиля, а на его техническое состояние, ведь есть большое количество автомобилей старше 30 лет, которые находятся в идеальном состоянии.
Какие последствия ждут отрасль, если предложение станет законом?
Пока предложение об ограничении срока эксплуатации автомобиля остаётся лишь предложением. Но, учитывая с какой пугающей скоростью принимаются некоторые инициативы, не исключено, что и эта может в скором времени стать законом.
К чему это может привести?
- К тому, что отрасль может потерять часть рабочей техники, что приведёт к большим убыткам.
- К удорожанию грузоперевозок, так как спрос будет превышать предложение.
- К недовольству со стороны профессионального сообщества.
Хочется верить, что эта инициатива останется на уровне слов. Но всё может быть.
А как вы относитесь к этой инициативе?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.