Найти тему
Русская армия. История.

Кем был советский летчик, который сбил лучшего американского аса в небе Кореи

"Сейбр" ведет огонь ракетами HVAR
"Сейбр" ведет огонь ракетами HVAR

Лучшим летчиком-истребителем времен Корейской войны со стороны американцев считается Джозеф МакКонел. Он же остается наиболее результативным летчиком за всю историю американской реактивной авиации. Все свои воздушные победы МакКонел одержал над советскими МиГ-15. Но на каждого "профессионала" найдется свой профессионал. В одном бою американцу не повезло. Русский летчик Семен Алексеевич Федорец сбил его.

В отличие от многих советских летчиков в Корее, Федорец не имел боевого опыта воздушных схваток, который получили другие наши пилоты в годы Великой Отечественной. В войну Федорец выполнял полеты над Ленинградом, прикрывая город на "Аэрокобре". Но к тому времени фронт уже отошел от города и немецкая авиация не совершала налетов на Ленинград.

С началом Корейской войны Федорец наконец принял участие в боевых действиях. Встретиться с лучшим американским пилотом Федорцу довелось 12 апреля 1953 года. Его звено вылетело с аэродрома позже на 30 минут, чем вся остальная дивизия. Задачей было прикрытие отхода основных сил из района боя и борьба с вражескими истребителями.

Семен Алексеевич Федорец
Семен Алексеевич Федорец

Бой проходил на высоте 1400 метров. Сотни самолетов с обеих сторон поливали друг друга свинцом. С советской стороны в схватке участвовали все три полка дивизии. Федорец услышал по радио голос советского летчика, который просил о помощи. За одним из МиГов увязался "Сейбр" и не переставая поливал его пулеметными очередями.

Из советского МиГа уже шел черный дым. Федорец не раздумывая бросился на помощь товарищу. Сблизившись с американцем он дал по нему пару очередей и преследовавший самолет задымился и начал падать. Но тут и самому Семену на хвост "сел" американский истребитель. Этот "Сейбр" и пилотировал американский ас Джозеф МакКонел.

МакКонел выпустил по МиГу очередь, которая зацепила кабину. Федорец вывел самолет из под удара. Американец оказался чуть впереди, справа. По воспоминаниям Федорца, МакКонел повернул голову, посмотрел на него, а потом резко выпустил закрылки, чтобы сбросить скорость и в упор расстрелять МиГ Федорца.

Наш пилот понял его замысел и, вместо того, чтобы подставляться, резко повернул самолет и дал навскидку очередь, которая пришлась прямо по крылу "Сейбра" лучшего американского аса. Самолет врага перевернулся через правое крыло и пошел вниз. Это был второй сбитый Федорцом в этом бою истребитель.

Лучший американский ас времен Корейской войны Джозеф МакКонел
Лучший американский ас времен Корейской войны Джозеф МакКонел

Если верить воспоминаниям МакКонела, то дальше тот, выполняя "бочку" решил все же поквитаться с Федорцом. Его "Сейбр" падал вниз, но все еще представлял опасность, так как находился позади ничего не подозревающего Федорца:

Используя весь свой опыт и несмотря на ущерб нанесенный Федорцом, МакКоннелл игнорируя перегрузки выполнил на своем "Сэйбре" "бочку" (фигура высшего пилотажа, когда самолет вращается на 360° с сохранением общего направления полёта), в результате Федорец обогнал его. Все еще вращаясь МакКоннелл открыл огонь из своих пулеметов 50-го калибра по МиГу Федорца, и тому пришлось катапультироваться. Собственный самолет Мака дымился и потерял половину своей мощности... () он отомстил за свое поражение (Лучший реактивный ас Кореи, пилот ВВС США F-86 Sabre (Стивен Шерман , март 2000. acepilots)

Версия МакКонела не расходится с воспоминаниями Федорца. По нему действительно открыли огонь снизу:

Только я вывел свой самолёт из атаки, как по мне снизу сзади ударили из пулемётов. Я резко отдал ручку от себя и вышел из-под удара. Кабина наполнилась дымом и пеной от керосина, приборная доска разлетелась вдребезги. Вскоре та же пара "Сейбров" перебила мне управление самолётом, я триммером выровнял самолёт и принял решение катапультироваться. (Герой Советского Союза Федорец Семён Алексеевич. "Советские асы 1953")

Федорец благополучно катапультировался, его подобрали и направили на лечение в госпиталь. Там он пробыл недолго и вновь вернулся в строй, получив погоны майора. Его назначили командиром 1-й АЭ. 10 июня он вновь отличился.

Эскадрилья американских "Сейбров" в Корее
Эскадрилья американских "Сейбров" в Корее

Американцы предприняли налет на аэродром Дэпу. Дежурство там несла 1-я АЭ 913-го ИАП под командованием Федорца. В бою со стороны американцев участвовали 20 "Сейбров". Восьмерка Федорца взлетела и сразу же сбросила подвесные баки, так как противник был прямо над ними.

Советские летчики развернулись на малой высоте и вышли в хвост снизу к группе американцев. Федорец на своем МиГе атаковал ведущий самолет с дистанции в пару сотен метров и тот взорвался в небе. А лейтенант Попов сбил ведомый "Сейбр". Американцы сходу потеряли два самолета и поспешили отступить.

Когда наши летчики приземлились на аэродроме, то самолет Федорца окружили техники. Оказалось, что узел предкрылка от взорвавшегося "Сейбра" пропорол МиГу фюзеляж и застрял у силовой балки. Такой вот "сувенир" привез МиГ Федорца из этого боя. Американский пилот, кстати, успел катапультироваться и чудом спасся, оказавшись в руках у китайцев.

Советский МиГ после воздушного боя с пробоинами от пулеметных очередей
Советский МиГ после воздушного боя с пробоинами от пулеметных очередей

На счету у Федорца уже было шесть сбитых американских самолетов. Седьмую победу он одержал 19 июля 1953 года. Эскадрилья Федорца была поднята в воздух для защиты Супхун ГЭС на которую совершили налет американские "Сейбры". По воспоминаниям Федорца у американцев было немного самолетов. Не больше двенадцати.

Шестерка МиГов вышла в район боя с опозданием. Видимость была очень плохой. И тут, на подходе к ГЭС наши самолеты были атакованы сверху звеном "Сейбров". Завязался воздушный бой. Американцы сумели сбить один МиГ лейтенанта Герасимчука.

Отбив атаку по ведомому, старший лейтенант Асеев дал по "Сейбру" очередь и у него закончился боекомплект. "Сейбр" отвалил и со снижением развернулся влево с курсом на свой аэродром. Я в это время выполнял вираж и видел всю эту картину воздушного боя. На пересекающемся курсе слева перехватил "Сейбра" и сблизился с ним и под ракурсом 1/4 дал очередь. "Сейбр" пошёл к земле и с пикированием врезался в землю.(Герой Советского Союза Федорец Семён Алексеевич. "Советские асы 1953")
Сбитый американский "Сейбр"
Сбитый американский "Сейбр"

Таким образом Федорец записал на свой счет седьмой сбитый "Сейбр". Но, к сожалению, в этом бою эскадрилья потеряла одного летчика. При катапультировании у лейтенанта Герасимчука закрутило парашют и он не наполнился воздухом. Но и американский пилот 1-й лейтенант Кеннет Поленски из сбитого Федорцом "Сейбра" не смог спастись.

Это была последняя воздушная победа майора Федорца. Вскоре война закончилась. За время боев Семен Алексеевич Федорец совершил 98 боевых вылетов. Участвовал в 27 воздушных боях и сбил 7 самолетов противника F-86 "Сейбр". Всего его эскадрилья сбила 14 американских самолетов.

По воспоминаниям командира 224-го ИАП Дмитрия Васильевича Ермакова, после окончания войны генерал С. В. Слюсарев в городе Аньдуне проводил торжественное собрание с летчиками, где объявил, что Семен Алексеевич представляется к званию Героя Советского Союза. К сожалению это представление так и осталось "на бумаге".

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.