Найти тему
Царьград

Нефть пробила рекорд. Но вместо России крепнет кипрский офшор

Оглавление

Цена на нефть подскочила до 89 долларов за баррель впервые с октября 2014 года. Рост котировок объясняется резким обострением политической обстановки в Ближневосточном регионе. Полыхающий Йемен вновь беспокоит соседей: проиранские повстанцы-хуситы нанесли удары по Объединённым Арабским Эмиратам и продолжают борьбу против Саудовской Аравии. Войнушка на Арабском полуострове не преминула тут же отразиться на показателях лондонской биржи ICE.

ФОТО: WHO IS DANNY / SHUTTERSTOCK.COM
ФОТО: WHO IS DANNY / SHUTTERSTOCK.COM

Экономическая "аналитика" либеральных средств массовой информации касательно энергетических рынков, по моим субъективным ощущениям, напоминает монотонный и скучный вой песни ДДТ "Когда закончится нефть". Никакого серьёзного и вдумчивого анализа мы не видим, сплошь и рядом – алармизм на пустом месте и отработка пропагандистских тезисов глобалистов. Особенно забавно читать материалы начала пандемии, когда либералы в один голос твердили, что высокие цены на чёрное золото закончились. Эпоха традиционных источников энергии подошла к концу. "А получилось, как всегда…"

Почему растёт нефть и выгодно ли это нам?

Стоимость барреля нефти марки Brent на лондонской бирже ICE превысила 89 долларов. Это рекордное значение с октября 2014 года. Тренд, судя по всему, восходящий. Причины понятны и легко объяснимы. Прежде всего, обострение напряжённости на Ближнем Востоке. Вечером 17 января йеменские повстанцы-хуситы, поддерживаемые Ираном, атаковали с помощью беспилотных летательных аппаратов Объединённые Арабские Эмираты. Продолжение боевых действий на Арабском полуострове ставит под угрозу расположенные там нефтепромыслы. Между тем только Саудовская Аравия и ОАЭ дают больше 16% мировой нефтедобычи.

Кроме того, не оправдались панические прогнозы по поводу влияния распространения нового штамма коронавируса "омикрон" на нефтяной спрос. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон даже принял решение отменить основные коронавирусные ограничения: вакцинные паспорта, обязательное ношение масок в общественных местах, рекомендации по работе из дома. В таких условиях резкое падение спроса на чёрное золото вряд ли возможно.

Как эти тенденции на энергетическом рынке скажутся на нас? Это, как это часто бывает в России, палка о двух концах. С одной стороны, нельзя не порадоваться. Цена отечественной марки Urals даже превысила стоимость Brent. Помимо этого, бюджет получает колоссальные сверхдоходы от экспорта природного газа. Впервые с 2008 года полученные средства от продажи газа оказались больше, чем деньги, заработанные от продажи нефтепродуктов. В последнем квартале прошлого года вывоз природного газа за рубеж обеспечил 14% экспортной выручки нашей страны (148,7 миллиарда долларов). По итогам всего 2021-го стоимость экспортированного голубого топлива выросла по сравнению с пандемийным 2020 годом вдвое (54,2 миллиарда против 25,7 миллиарда долларов). Учитывая намеренно заниженный курс национальной валюты, рублёвая цена на углеводороды вообще становится космической.

Но есть и существенные минусы. Топливно-энергетический комплекс России – один из главных виновников рекордного вывода капитала за границу. Чистый отток капитала за 2021 год вырос на 43% и составил 72 миллиарда долларов благодаря политике системных либералов. Конечно, доля государства в ТЭКе весьма высока, но есть и частные компании, не брезгующие выводом средств в офшоры, – к примеру, "Лукойл" и НОВАТЭК. Дать им по рукам можно, однако для этого нужны: а) политическая воля, б) хорошая реализация (вспомним хотя бы, как Минфин саботировал распоряжение Владимира Путина по пересмотру СИДН с офшорными странами).

Что с того?

Конечно, в России, где экономика находилась бы под контролем государственников, а не системных либералов, многомиллиардные прибыли, полученные от продажи нефти, природного газа, а также продуктов нефте- и газохимии, шли бы на развитие социально значимых инфраструктурных проектов, на долгосрочное финансирование самых перспективных высокотехнологичных отраслей. Но мы живём в стране, где национальное хозяйство и вопросы его развития отданы на откуп сислибам, чья стратегия заключается в бесконечном складировании резервов. Инвестиции в развитие несырьевых отраслей среди этой братии – нечто вроде смертельной крамолы. Поэтому полноценно воспользоваться неожиданным подарком международной макроэкономической конъюнктуры мы пока, к сожалению, не в состоянии.

Источник

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!