Найти в Дзене
Сухостат

Молдавия не спешит погасить перед Газпромом долг за январь, хотя деньги на это есть

Всё возвращается на круги своя. В Кишинёве снова играет «заезженная пластинка» — нет денег, чтобы рассчитаться за поставленный по контракту российский газ. Хотя, кто в этом сомневался? Удивительно другое — деньги у правительства Молдавии есть, только не для «Газпрома».

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Не успели закончиться новогодние праздники, как Кишинёв столкнулся с очередным этапом энергетического кризиса, вызванным повышением закупочной цены на газ — в декабре 1000 м³ стоила $450 долларов, а в январе уже $646.

Оплата авансом «Газпрому» за поставки газа в январе оказалась для «Молдовагаз» неподъёмной ношей. Вместо того чтобы искать средства вице-премьер, министр инфраструктуры Молдавии Андрей Спыну выбрал иной вариант, который он озвучил в эфире телеканала TVR Moldova:

«Независимо от того, как часто мы будем менять тариф, мы просто не будем успевать за рынком, поэтому «Газпром» как один из ключевых акционеров, должен предложить вариант выхода».

Фактически это ультиматум российскому газовому концерну. И выглядит это более чем странно, если не сказать жёстче.

Когда в октябре прошлого года после изнурительных и долгих переговоров продлили контракт на поставку газа в Молдавию сроком на 5 лет, «Газпром», учитывая ситуацию в республике, подписал его практически на условиях молдавской стороны, но с учётом своевременной 100% оплаты текущих платежей.

И Кишинёв знал, по какой формуле будет рассчитываться цена на газ. Получается, что молдавская сторона уже тогда понимала, сколько будет стоить российский газ, вот только это её мало заботило — эту проблему она, видимо, планировала «повесить» на «Газпром».

Самое интересное, что деньги у молдавских властей есть. Как заявил
экс-президент Молдавии И. Додон, у республики есть резервные активы, которые по состоянию на 6 января 2022 года составляли примерно $3,9 млрд.

Согласно установленным МВФ правилам, Молдова инвестирует эти средства в экономику других стран — она закупила на примерно $2 млрд. ценные бумаги, выпущенные правительствами США, ЕС, других западных стран, а ещё более $1,7 млрд. держит на депозитах в западных банках.

По мнению И. Додона, из этих средств можно было бы $200-220 млн. (всего-то 5% резервных активов) использовать для решения энергетических проблем, чем просить деньги у западных партнёров из МВФ, ЕС, ВБ, которые дадут их в форме кредита под проценты, да ещё и с навязыванием политических условий.

Но это противоречит правилам МВФ, которые Кишинёв ослушаться не может. А раз так, то самый простой вариант — свалить свои проблемы на «Газпром», пусть у его руководства болит голова, как Молдавии перед ним рассчитаться за поставленный газ.

Почему молдавские власти считают, что именно «Газпром» обязан решать их проблемы? Всё очень просто — российский газовый концерн владеет 50% акций «Молдовагаз», ещё 35,3% акций принадлежат правительству республики. На основании этого Кишинёв и считает, что выход из создавшейся ситуации должен найти «Газпром».

В ноябре прошлого года в аналогичной ситуации власти Молдавии через поправки в госбюджет нашли $74 млн., чтобы погасить долг перед «Газпром». В этот раз они считают, видимо, что пришла очередь проблему решать российской стороне.

На данный момент «Молдовагаз» погасил треть авансового платежа «Газпрому» за поставки газа в январе ($23 млн. из положенных к оплате $63 млн.) Глава компании Вадим Чебан, в лучшем случае, обещает заплатить ещё $15 млн. Оставшиеся $25 млн. до 20 января он заплатить не готов.

Поэтому 18 января на брифинге Премьер Молдавии Наталья Гаврилица заявила, что молдавская сторона просит «Газпром» отложить авансовый платёж за поставку газа до тех пор, пока в стране не будет пересмотрена тарифная политика. Других вариантов выхода из ситуации она не рассматривала.

Естественно, что такой подход Молдавии к расчётам за газ «Газпром» не устраивает, поэтому 19 января он сообщил «Молдовагазу» о возможном прекращении поставок газа после 20 января.

В ответ в этот же день Правительство Молдавии попросило парламент республики ввести режим чрезвычайного положения на 60 дней из-за энергетического кризиса, чтобы иметь возможность принимать срочные действия для снабжения населения газом, если «Газпром» прекратит поставки с 21 января.

То есть искать средства молдавские власти не торопятся и ждут, когда российская сторона пойдёт на уступки. В ноябре прошлого года «Газпром» всё-таки предоставил отсрочку молдавской стороне. Как будет на этот раз — предсказать невозможно.

Ситуация с Молдавией в очередной раз наглядно показывает, что в международном бизнесе у России не должно быть «ничего личного» — понимания тяжёлой экономической ситуации у партнёра, ностальгии по некогда братским отношениям.

В противном случае в феврале у «Молдовагаз» опять не будет средств вовремя рассчитаться за поставленный газ, так как он к этому времени может быть кое-как рассчитается за январские поставки, а может быть и нет. Судя по отношению к этому вопросу в Кишинёве, это вполне вероятный вариант — что тогда?