Как поляки спасли от немцев знаменитые картины Яна Матейко о тевтонах

Две картины польского художника Яна Матейко не давали Геббельсу спать, ибо ему было обидно за то, что там изображено. А изображены там были рыцари тевтонского ордена, притом в обоих случаях в весьма неприятных для них, но исторически достоверных, эпизодах. Оба полотна огромных размеров, многонаселенные, яркие, запоминающиеся. Как всегда у Матейко — несколько пафосные, полные польского патриотического духа. Первая картина посвящена Грюнвальдской битве, которая произошла в 1411 году и на которой объединенные польско-литовские войска наголову разбили тевтонов.

Вторая картина ("Прусская дань") показывает момент, когда последний великий магистр Тевтонского ордена герцог Альбрехт Гогенцоллерн присягнул польскому королю, став его вассалом. Это событие произошло 10 апреля 1525 года.

Слушайте на сайте sponsr подкасты моей жены на темы культуры, искусства, философии, социологии

Ян Матейко. "Грюнвальдская битва"
Ян Матейко. "Грюнвальдская битва"

"Грюнвальдская битва" тогда хранилась (и сейчас хранится) в Национальном музее Варшавы, а "Прусская дань" — в Национальном музее в Кракове. Поскольку нацисты романтизировали прошлое Германии и особенно средние века, существование двух великолепных полотен, где во всей красе демонстрировались позорные эпизоды истории Тевтонского ордена, буквально бесило их. Поэтому при вторжении в Польшу Геббельсом был дан приказ уничтожить оба полотна.

Поляки прекрасно понимали, что этим картинам грозит опасность, поэтому заблаговременно вынесли их из музеев и спрятали. Из варшавского музея они спасли еще одно полотно Матейко — "Проповедь Скарги". Оно не имело отношения к тевтонам, но поляки справедливо полагали, что немцы за компанию уничтожат и это произведение.

Когда оккупанты ворвались в музей, их там ждали пустые стены. Работники музея держались очень мужественно, никто не выдал местонахождение полотен даже под угрозой расстрела. Тогда была объявлена хорошая награда за информацию, но она осталась невостребованной.

Ян Матейко. "Прусская дань"
Ян Матейко. "Прусская дань"

"Грюнвальдскую битву" и "Проповедь Скарги" спасли так: вынув из рам, их закатали в рулон на деревянный вал (его длина составила 5 метров, ведь полотна огромные) и тайком, на подводе, увезли в люблинский музей. Там рулон обшили досками, присобачили к нему подпорки, и получился длинный прилавок, на который положили книги. В таком виде картины, конечно, сохранились бы неплохо, но немцы вздумали в здании музея разместить свой штаб. Пришлось перевести картины в менее приспособленное место, а именно в сарай трамвайного парка, где ящик с рулоном, накрытый толем, закопали в землю, проложив сверху канализационную трубу. Пол забетонировали и закидали сеном.

Ирония судьбы заключалась в том, что вскоре немцы решили разместить именно в этом сарае конюшню. Пол был изрядно затоптан лошадьми. Мысль о том, что под ним хранится сокровище, никому, конечно, не пришло в голову.

Что касается "Прусской дани", то при приближении немцев картину также скатали в рулон и вывезли в Замосць, где она хранилась опять-таки в ящике в неприспособленных для этого условиях.

Когда в 1944 году советские войска освободили Польшу, спрятанные картины были извлечены из своих тайников и предстали перед реставраторами в кошмарном виде. Сырость сильно испортила их. За дело взялся реставрационный отдел Третьяковской галереи под руководством профессора Рыбникова, где #картины были приведены в порядок и сразу возвращены в Польшу.

Сейчас ими можно любоваться в музеях Варшавы и Кракова, где они изначально и находились.

#искусство #культура #история #музеи

Подписывайтесь на мой канал!

Читайте еще здесь:

Нетрудно понять, почему репродукция именно этой картины висела в приемной Зигмунда Фрейда

В музее Ленина можно увидеть одежду, которую он носил, вещи, которыми пользовался, и не только