История Византийской империи Ф.И. Успенского – фундаментальный шедевр классической русской историографии. Это самая подробная русскоязычная работа по византийской истории, изданная для широкой аудитории.
Трехтомное собрание считается не только делом всей жизни, но и венцом научной мысли отечественного историка Федора Ивановича Успенского.
История создания
К работе над своим главным трудом Успенский приступил в 1913 году в возрасте 58 лет. Этому предшествовала 40-летнее изучение всех сторон восточно-римской медиевистики, а на планирование и подготовку материала автор потратил четверть века жизни. В мемуарах ученый опасался, что оставшегося земного времени ему вряд ли хватит, чтобы полностью воплотить задуманное. К сожалению, так и произошло.
Статья ни в коем случае не претендует на полноту. Она призвана осветить основные моменты издания и стимулировать уважаемого читателя к изучению выдающегося оригинала.
Содержание
Издание разделение на периоды (тома). Начало состоит из краткого обращения Успенского и описания методологических приемов в книге. Историческое повествование начинается с религиозного кризиса поздней Римской империи, а заканчивается описанием первых столкновений ромеев с исламским миром.
Каждый том состоит из глав, которых всего – 33. Отметим важнейшие из них.
Культурное значение Византии. Автор показывает страну с развитым социальным и культурным устройством. Византия переняла и трансформировала основные достижения греко-римской цивилизации, сочетая европейские и восточные традиции. Этот цивилизационный синтез позже был передан Руси.
Христианство и язычество. По Успенскому христианство дало свежие силы одряхлевшему организму Римской империи, обеспечив почти тысячелетнее существование ее восточной части. Автор считает, что главная заслуга Константина – не христианизация (учение Христа утвердилось бы и без него), а именно перенос столицы империи на восток – в Византий. Успенский подробно и беспристрастно описывает все многообразие религиозной жизни империи, в том числе попытку реставрации язычества во времена Юлиана Отступника.
Появление славян в Империи. Кратко описывается генезис славянских народов в Европе и на Балканском полуострове, более подробно – их проникновения в границы империи, культурное и военно-политическое взаимодействие.
Постройка Святой Софии. Излагается предыстория и основные этапы возведения главного собора империи. Содержание оформлено фотографиями конца XIX века.
Один из главнейших соборов христианства. После падения Константинополя в 1453 г. Собор был обращен в мечеть, а 1934 г. решением Ататюрка комплекс превратили в музей со свободным доступом. Сейчас фрески закрыты щитами, содержащими арабские надписи с именами Аллаха, пророка Мохаммеда, его внуков и четырех халифов. С 2020 г. приказом президента Эрдогана здание вновь стало мечетью, но платный музей с экскурсиями продолжает работать. Туристы могут посещать собор ежедневно с 9:00 кроме дней, в которые проходят мусульманские службы.
Торговля. Серьезное внимание уделено рассмотрению внутри- и внешнеэкономических связей империи – прежде всего, с северными и восточными странами (Китаем), специфике таможенного устройства.
Законодательство. Отдельная глава посвящена особенностям юридического пространства Византии в контексте рецепции римского права. Автор раскрывает законодательную деятельность императора Юстиниана и историю создания его знаменитого Кодекса.
Налоги. Для обеспечения грандиозных построек и мощной армии в империи существовала развитая налоговая система. Податями облагались как торговцы, так и жители провинций.
Арабы и Магомет. Успенский рассказывает о возникновении очередного противника империи в виде Арабского Халифата, вдохновленного самой молодой мировой религией.
Мусульманство и Византия. Излагается история отношений центра восточного христианства и ислама – от первых осторожных контактов до жестокого противостояния. Автор подчеркивает: исламскому миру суждено сыграть ключевую роль в жизни и разрушении империи.
Краткая биография создателя
Федор Иванович Успенский (1845-1928) – видный отечественный византист, академик. Был руководителем Русского археологического института и председателем Русского Палестинского общества, редактором «Византийского временника».
Родился в Костромской Губернии в семье деревенского пономаря. Получил духовное образование, но от церковной карьеры отказался – его влекли гуманитарные науки и прежде всего история.
Закончил историческое отделение Санкт-Петербургского университета. Первые научные труды посвящены генезису ранних монархий у славян. В 1874 г. при «alma mater» Успенский защищает диссертацию, после чего работает в Новороссийске и Одессе.
Его подлинной научной страстью становится история южнославянских народов и Византии, изучению которых он посвятит всю оставшуюся жизнь.
Во время Первой мировой войны ученый не оставляет научную деятельность – проводит раскопки в Трапезунде, занятом Русской армией.
После войн и революций, имея возможность эмигрировать, Федор Иванович остается на родине, что вновь возродить славу отечественной византистики.
#чиннов Библиотека