Найти тему
Мел

«Дочери — не приложение к кухонному гарнитуру». Почему на технологии девочек учат шить, а мальчиков — пилить

В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?

Фото: ТАСС / Николай Кузнецов
Фото: ТАСС / Николай Кузнецов

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Что происходит с технологией в школе

IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что "информатику"), девочки - классические готовку и шитьё.

Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. "Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру - пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя", - говорит он.

Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини - Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят - уже с другим педагогом. "Здесь многое зависит от учителя, - подчёркивает Наумова. - Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен".

Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников
Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников

По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.

"Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора", — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.

По мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно "осовременить" и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.

"Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, - говорит Анна Наумова. - Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».

На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет

Например, по программе гимназии №1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.

Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.

"В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу", - уверен Андрей Зинин.

Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.

По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.

Как должна измениться технология и что этому мешает

30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.

Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. "Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах", - рассказывает Наумова.

Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.

Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета

«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».

Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.

Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо
Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

"В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам", — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи - приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.

Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.

Например, ребёнок читательницы "Мела" Веры Мельниковой учится в лицее №32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.

Что могут сделать родители

После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.

"Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять".

Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. "У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, - рассказывает Анна Наумова. - Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки".

Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.