Найти тему
На пенсию в 35

О чем молчат инвесторы-математики

Продолжаю переводить Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой грамотности. Оригинал статьи лежит тут. Большое спасибо Александру Грибанову за перевод.

Многие вещи не имеют никакого смысла: цифры не сходятся, в объяснениях полно нестыковок. И все равно такие вещи происходят - люди продолжают совершать безумства. Вновь и вновь.

Историк Уилл Дюрант однажды сказал:

Логика - это изобретение человека. Вселенная запросто может ее игнорировать.

Часто так и происходит, и это может вывести вас из себя, если вы ожидаете от мира рационального поведения. Порой бывает сложно различить происходящее от того, что по вашему мнению должно происходить, и в этом кроется общая причина различных споров и разногласий.

Вот пара коротких военных историй, чтобы вы лучше поняли.

Битва при Арденнах была одной из самых смертоносных в американской истории. Девятнадцать тысяч американских солдат было убито, еще 70.000 были ранены или пропали без вести всего за месяц во время последнего отчаянного наступления нацистской Германии против союзников.

Причина, по которой битва была столь кровопролитной, в том, что американцев застали врасплох. А причина почему их застали врасплох в том, что по мнению рациональных американских генералов у Германии не было смысла атаковать.

У немцев не было достаточно солдат, чтобы выиграть атаку, а те что были часто оказывались детьми младше 18 лет без опыта военных действий. У них не было топлива. Заканчивалась еда. Ландшафт Арденнского леса в Бельгии оборачивал шансы против них. Еще и погода была ужасной.

Союзники все это знали. Они решили что ни один здравомыслящий немецкий командир не станет организовывать атаку. Поэтому американские линии обороны были плохо укреплены.

А потом БУМ! И немцы все равно пошли в атаку.

Американские генералы упустили из виду насколько безумным стал Гитлер. Ни намека на рациональность. Он жил в своем собственном мире, оторванном от реальности. Когда его генералы спросили где им достать топливо для атаки, Гитлер сказал что они могут просто украсть его у американцев. Реальность уже не имела значения.

Историк Стивен Амброз отмечает, что Эйзенхауэр и генерал Омар Брэдли правильно оценили положение дел в конце 1944, кроме одного момента - насколько безумным стал Гитлер. Но именно это имело решающее значение.

Поколение спустя нечто похожее произошло во время войны во Вьетнаме.

Бывший Министр Обороны США Роберт Макнамара смотрел на мир как на большую математическую задачу. Он хотел просчитать всё и строил свою карьеру на идее о том, что любая проблема может быть решена с помощью статистики и логики.

Одним из показателей успеха во время войны во Вьетнаме было количество убитых - как много вьетнамцев было убито американцами? Кого больше умирает? Это было легко отследить и показать на графике, и поэтому стало навязчивой идеей.

Вот как рассуждали американцы: если убить достаточно вьетнамцев, то враг увидит как его шансы на победу уменьшаются, и их дух будет сломлен. Количество вражеских трупов приравнивалось к приближению к победе. Командующий вооруженными силами США Уильям Уэстморленд в 1967 году объяснял:

Мы просто продолжим изматывать их, пока Ханой (столица Вьетнама - прим. пер.) не поймет, что их страна на грани национальной катастрофы на следующие несколько поколений. Тогда им придется пересмотреть свою позицию.

Война была превращена в математическое уравнение. Если у врага будет больше погибших, чем у американцев, то американцы победят. Железная логика.

Гора трупов росла, но война все продолжалась. Дальше и дальше.

То самое “уравнение” могло сработать только если вьетнамские лидеры были бы спокойны и рациональны, оценивали все плюсы и минусы и принимали бы взвешенные решения.

Но они этого не делали.

Эдвард Лансдейл из Центрального разведывательного управления однажды сказал Макнамаре, что его статистика кое-что упускает.

“Что?” - спросил Макнамара.

“Чувства вьетнамского народа,” - ответил Лансдейл.

Их невозможно было отразить на графике. Но именно в них была загвоздка. В 1966 репортер газеты Нью Йорк Таймс Харрисон Солсбери написал:

Я редко разговаривал с вьетнамцами так, чтобы в разговоре не упоминалась готовность людей сражаться десять, пятнадцать или даже двадцать лет ради победы. Сначала я думал что это из-за государственной пропаганды. Но потом я понял, что это психология народа.

Хо Ши Мин выразился иначе: “Вы убьете десять из нас, а мы убьем лишь одного. Но вы устанете первыми.”

Именно так и происходило в Америке, где статистика ничего не значила в сравнении с чувствами.

Уэстморленд однажды сказал сенатору Фрицу Холлинзу: “Мы убиваем их в соотношении 10 к 1.” На что Холлинз ответил: “Американцам плевать на тех десятерых. Им важен этот один.”

Такое трудно поселить в математическом уме кого-то вроде Макнамары. Это похоже на нарушение законов физики или опечатку в уравнении.

Но именно так устроен мир.

Некоторые вещи невозможно просчитать.

Инвестор Джим Грант однажды сказал:

Предполагать, что стоимость акций определяется прибылью компаний, дисконтированной с учетом актуальных процентных ставок с поправкой на налоги - это значит забыть, что люди сжигали ведьм, развязывали войны из-за пустяков, защищали Иосифа Сталина и верили Орсону Уэллсу, когда он сказал по радио что прилетели марсиане.

Всегда так было. И всегда будет.

Один из способов смотреть на такие вещи - помнить, что у каждой инвестиции есть две стороны: цифры и предположения. Любая рыночная цена - это число из настоящего помноженное на предположения о будущем.

Числа легко измерять, легко отслеживать и интерпретировать. Работать с ним становится все проще, потому что сегодня у каждого есть дешевый доступ к информации.

Но предположения являются своеобразным отражением человеческих надежд, мечтаний, страхов, переживаний и убеждений. И они становятся еще более причудливыми, когда СМИ усиливают их эмоциональный окрас.

Вот несколько примеров насколько это может быть серьезно:

Дела у Lehman Brothers (бывший инвестиционный банк в США - прим. пер.) шли великолепно на 10 сентября 2008 года. Его коэффициент достаточности капитала первого уровня - показатель способности банка переживать убытки - равнялся 11,7%. Это больше, чем было за предыдущий квартал. Больше, чем было у Goldman Sachs. Больше, чем у Bank of America. Капитала было больше, чем за весь 2007 год, когда банковская сфера была сильна как никогда.

И спустя 72 часа они обанкротились.

Единственное, что изменилось за эти три дня - это вера инвесторов в компанию. Сначала они верили в неё. А потом перестали и прекратили выкупать долговые обязательства, которые наполняли баланс Lehman Brothers.

Эта вера - единственное, что имело значение. Но её было сложно измерить, смоделировать, предсказать. Её нельзя было просчитать обычными способами.

С GameStop (американская розничная сеть по продаже игровых приставок, компьютерных игр и игровых аксессуаров - прим. пер.) получилось наоборот. Статистика показывала, что они были на грани банкротства в 2020 году. Затем она стала культурным феноменом, акции выросли, компания привлекла кучу денег, и сейчас она стоит 11 миллиардов долларов.

Здесь все то же самое: самым важным оказались мысли людей и их эмоции. И это единственное, чего нельзя измерить или предсказать. Именно поэтому результаты невозможно просчитать.

Каждый раз, когда происходит нечто подобное, появляются шокированные и разгневанные людей, которые злятся что рынок перестал подчиняться своим фундаментальным основам.

Но Грант был прав: так было всегда.

В 1920-х было полно безумия. В 1930-х царила паника. В 1940-х почти наступил конец света. В 50-х, 60-х и 70-х подъемы сменялись крахами вновь и вновь. В 80-х и 90-х мир сошел с ума. В 2000-х все стало похоже на реалити-шоу.

Если бы вы полагались на данные и логику в принятии экономических решений, то были бы обескуражены в течение всего столетия.

В Японии действуют 40 процентные скидки на налоги, чтобы работодатель мог направить эти деньги на увеличение зарплаты. Но большинство компаний не пользуются этим, потому что увеличение зарплат не свойственно для японского бизнеса.

В то же время стоимость картинок с изображением обезьян выросла в сотни раз за последние несколько месяцев, отчасти потому, что это является частью крипто культуры.

Экономист Пер Билунд недавно написал в своем твиттере:

Концепция стоимости в экономике проста: если кто-то хочет заполучить что-то, значит у этого есть цена, независимо от причин (если они вообще есть). И чем это более желанно и труднодоступно, тем цена выше.

Ни приносимая польза, ни дисконтированные денежные потоки, а только лишь хотят этого люди или нет, по любой причине. Многое из того, что происходит в экономике, уходит своими корнями в эмоции, которым иногда невозможно найти логического объяснения.

Для меня очевидно, что то, что невозможно измерить, предсказать и смоделировать в Экселе - это самые могущественные явления в бизнесе и в инвестировании. Точно так же как в военных конфликтах. И в политике. И в карьере. И даже в отношениях.

Многие вещи невозможно просчитать.

Существует опасность, которую можно часто наблюдать среди инвесторов - стать слишком похожим на Макнамару - стать одержимым данными и столь уверенным в своих моделях, что не остается места для ошибок и сюрпризов. Не предполагать в течение долгого времени, что события могут быть безумными, тупыми и необъяснимыми. Задаваться вопросом “Почему это происходит?” и ожидать рационального ответа. Или того хуже, принимать желаемое за действительное.

В долгосрочной перспективе выигрывают те, кто понимает, что мир - это бесконечная череда абсурда, неразберихи, беспорядочных отношений и несовершенных людей.

Чтобы понять этот мир необходимо признать несколько вещей.

Джон Нэш - один из величайших математиков, которые когда-либо жили, и лауреат Нобелевской премии. Также он страдал шизофренией и большую часть своей жизни был убежден в том, что инопланетяне шлют ему зашифрованные послания.

В своей книге “Прекрасный ум” Сильвия Назар приводит разговор Нэша с профессором Гарвардского университета Джорджем Маккеем:

“Как можешь ты, математик, преданный разумным и логическим доказательствам человек, верить, что инопланетяне шлют тебе послания? Как ты можешь верить в то, что ты был избран пришельцами из космоса для спасения мира?” - спрашивал Маккей.
Нэш ответил: “Потому что идеи об инопланетянах приходят ко мне точно таким же способом, как и математические. Поэтому я отношусь к ним со всей серьезностью.”

Первый шаг к принятию того, что некоторые вещи невозможно просчитать - обратить внимание на то, что единственная причина прогресса и инноваций в том, что нам повезло иметь среди нас людей, чьи мозги работают иначе чем у остальных.

Кроме Нэша есть такие люди как Илон Маск и Стив Джобс, чьи личности в равной степени гениальны и абсурдны, и эти сущности невозможно отделить друг от друга - необходимо принимать их вместе. Мы бы никогда никуда не продвинулись, если бы каждый смотрел на мир как на список безоговорочных правил.

Далее необходимо признать, что рациональное для одного может оказаться сумасшествием для другого. Можно было бы всё просчитать, если бы у всех были одинаковые временные горизонты, цели, амбиции и устойчивость к риску. Но они у всех разные. Продавать акции в панике после их падения на 5% - ужасная затея для долгосрочного инвестора, но это карьерная необходимость для профессионального трейдера. Не существует мира, в котором каждое инвестиционное или бизнес-решение, которое вам встретится, должно совпадать с вашим собственным взглядом на мир.

Третьим шагом необходимо понять всю мощь различных стимулов. Пузыри технически иррациональны, но люди, которые работают внутри них - ипотечные брокеры в 2004 или биржевые маклеры в 1999 - зарабатывают на них настолько много денег, что это является для них мощнейшим стимулом продолжать шоу. Они вводят в заблуждение не только своих клиентов, но и самих себя. Ничто не способно так увлечь людей как легкие деньги.

И наконец, следует признать власть красивых историй над статистикой. “Отношение цен на жилье к среднему доходу населения превысило среднее историческое значение. Ждем разворота,” - это статистика.

“Джим недавно обменял свой дом и заработал 500 тысяч долларов и теперь может уйти на раннюю пенсию. Его жена в восторге от него,” - это красивая история. И она звучит гораздо более убедительно в моменте.

Если вы обратите внимание, то заметите, что везде, где есть обмен информацией, побеждает всегда самая красивая история - будь то политика, культура или образование. Отличные идеи, которые плохо объяснены, ни к чему не приведут, в то время как старые или ошибочные идеи с убедительным объяснением могут вызывать революции.

Писатель Ричард Пауэрс сказал: “Даже самые лучшие аргументы в мире не способны изменить ум человека. На это способны лишь хорошие красивые истории.”

Это невозможно просчитать, но именно так работает наш мир.

Ставьте лайк, если статья понравилась.

Есть что добавить? Напишите в комментариях. Буду признателен.

Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". А еще на YouTube и Инстаграм.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц