Это сейчас казаки – опора власти и защитники традиционных ценностей. А ведь на усмирение этой непокорной вольницы ушло несколько веков. И хотя сейчас ни о какой вольнице на Дону, Днепре, Кубани речи давно не идет, афоризм «С Дону выдачи нет» еще бывает используют, говоря о чем-то надежном и справедливом. Что же на самом деле подразумевала эта фраза?
Первое по старшинству
Донское войско – крупнейшее и первое по старшинству среди казацких формирований зародилось еще в XIV веке – в период монгольского нашествия. В ту пору по Дону проходила южная граница Рязанского княжества, а за ней начиналось Дикое поле. Малонаселенные территории, фактически свободные от какой-либо государственной власти, привлекали тех, кто жаждал вольницы6 служилых людей, крестьян, преступников. Так постепенно на Дону складывалось абсолютно самостоятельное государственное образование со своими законами, обычаями и правилами.
Едва ли не первым и главнейшим правилом казачьей вольницы было: «С Дону выдачи нет». Это значило, что каждый, кто селился на территории Донского войска, получал здесь убежище и жил по местным законам и обычаям. Чаще всего такими «переселенцами» становились беглые крестьяне. На Дону были свои законы, и боярам, от произвола которых бежали земледельцы, их не выдавали.
Из крестьян в казаки
В казачьей вольнице у новичков была возможность начать жизнь с чистого листа. Прошлое здесь никого не интересовало: преступления, долги, повинности оставались на том берегу Дона. Но стать полноправным членом казачества было непросто. Кроме неприкосновенности со стороны государства – гарантии невыдачи – новичок получал звание «бурлака» и… больше ничего. Бурлаки нанимались к зажиточным казакам, шли грузчиками и гребцами на донские суда или шли в поход пехотинцами и матросами.
Заработав или получив оружие в бою, новички становились «голытьбой». То есть уже несли службу и могли участвовать в казачьем кругу, но без права голоса. Считаться полноценным казаком, равным по привилегиям рожденным на Дону, можно было лишь по истечении 7-10 лет. Иногда это случалось раньше – за особые боевые заслуги или при породнении с кем-то из коренных казаков.
Булавинский бунт
Из-за сложности «построения карьеры» на Дону, чаще сюда уходили не простые крестьяне-землепашцы, а боевые холопы – дворянские слуги, выполнявшие роль оруженосцев и телохранителей. Причем нередко на душе они носили грехи похлеще, чем просто побег: убийства, грабежи, поджоги и кражи. Собирать таких людей в одном месте и давать им вольницу было опасно – это прекрасно понимали на государственном уровне. Петр I решил серьезно бороться с казачьими правами и правилом «С Дону выдачи нет». Летом 1707 года царь отправил на Дон сыскной отряд во главе с Юрием Долгоруковым.
Рейд по донским станицам и хуторам, предпринятый царским войском с целью сыска и поимки беглых крестьян и дезертиров, стал причиной казачьего недовольства. Оно в последствии переросло в масштабный бунт под предводительском Кондратия Булавина. Подавить его Петру удалось отправкой на Дон карательной экспедиции и ценой множества жертв. Было полностью сожжено более десятка станиц, часть земель отобрана у Донского войска, беглые возвращены владельцам, а сама вольница лишилась большинства своих привилегий и трети населения.
Конец вольницы
Петр I силой оружия доказал, что «выдача с Дона» все же есть. Тогда же началось постепенное урезание казачьих привилегий. Их лишили права выбирать себе старшин и атаманов. На территории казачьих войск были размещены лояльные центру гарнизоны. Екатерина II ликвидировала одну из самых опасных вольниц того периода – Запорожскую Сечь. Да и другие казачьи формирования были постепенно сведены до уровня регулярных войск – с делением на округа и жестким государственным контролем.
Что почитать:
Носов Н. Е. «Становление сословно-представительных учреждений в России»
Астапенко М. П. «Донские казаки 1550—1920»
Гордеев А. А. «История казаков»
Подъяпольская Е. П. «Восстание Булавина. 1707—1709»