Близится региональный этап ВсОШ по истории. В преддверии него наши педагоги делятся советами о том по подготовке. Сегодня разберем, как справиться с написанием проекта:
Не волнуйтесь и грамотно распределяйте время
Оцените свои возможности, постарайтесь понять, есть ли у вас знания по тематике проекта. Для начала надо бегло с ознакомиться с текстом.
Лайфхак из личного опыта: после прочтения стоит посмотреть на список тем по эссе и определить, какую из них вы берете, а также составить план написания вашей работы. Это очень сбережет ваше время.
Лайфхак из личного опыта: всегда брал проект первым (предварительно определившись с планом эссе), потому что он сложнее, но при этом дает больше возможностей получить баллы в соревновании с другими участниками.
Написание этой работы явно проще, поскольку есть устойчивые шаблоны, как ее составить. Поэтому баллы в сочинении (если вы умеете его писать) и так будут одинаково высокими при должной подготовке вне зависимости от того, потратите вы на это 1.5 или 2 часа.
Не пишите текст на черновике
Вы только потеряете время!
Черновик нужен для обозначения плана эссе, а также записи кратких наблюдений в ходе изучения проекта. Если вы не успеете переписать текст на чистовик, то винить можете только себя.
Не изобретайте велосипед
План проекта обычно строго соответствует тому, что ожидают от вас жюри, потому не стоит изобретать велосипед и делать свой. Просто следуйте ему. И отмечайте цифрами (!) каждую часть работы в соответствии с пунктами плана — это поможет и организаторам, и вам.
В настоящее время существует тенденция, что число пунктов-вопросов к источнику увеличивается и они становятся более конкретными. Тем проще вам будет ответить на них!
Рекомендация:
Выполняя проект, вы на пару часов становитесь ученым-историком, который пишет по имеющимся источникам свое мини-исследование. Умение писать проект напрямую зависит от способностей к анализу, меткому наблюдению, которые позволят выявить требующиеся от вас причинно-следственные связи. Этот навык может развить практика, поэтому настоятельно советую самостоятельно (без подглядываний в ответы и за ограниченное время) написать проекты прошлых лет, которые можно найти в выкладываемых заданиях регионального и заключительного этапов. Разумеется, надо задумываться над особенностями каждого решённого проекта и, конечно же — над своими ошибками.
Читайте вопросы
Обращайте внимание на то, какие вопросы задаются в пунктах, а также на количество баллов за каждое действие. Там, где баллов за пункт дают больше, обычно и найти/написать нужно больше.
Есть два способа написать проект хорошо: писать много и по делу или писать умеренно и по делу. Писать мало ни в коем случае не советую — вдруг у вас в голове (а не на бумаге) останется мысль, которая так бы понравилась жюри? Но откровенная «вода» вряд ли должным образом отразится на отношении к вашей работе.
Лайфхак: Пишите как можно быстрее и не занимайтесь чистописанием! (Если только у вас не полный швах с почерком — все же разборчивость должна сохраняться).
Цитируйте
Или хотя бы ссылайтесь на конкретные абзацы источника в ходе своей аргументации. В противном случае жюри воспримет это как рассуждения, не имеющие основы.
Для удобного цитирования советую пронумеровать каждую 5 строчку источника, чтобы можно было быстро посчитать их и удобно ссылаться на конкретный номер строк в своем обосновании. Пример: «Как говорится в тексте (строчки 1-5), петровские заводы были созданы для обеспечения армии оружием».
Ну и наконец, обязательно прочитайте пособие «Исторический проект» под редакцией Д. А. Хитрова и Д. А. Черненко, членов ЦПМК, жюри заключительного этапа. Там вы можете ознакомиться с удачными и неудачными примерами написания проекта.
Для лучшей характеристики источника советуем вам прочитать «Источниковедение» под редакцией И. Д. Данилевского. В этой книге есть чудесный раздел, который посвящен видам и особенностям письменных источников — прочтите именно его!
Перед олимпиадой разберите задания с тренером
Чтобы быстро и с удовольствие подготовиться к региональному этапу приезжайте 31 января на выездную школу Ассоциации победителей олимпиад.
Вас ждёт:
- 22 занятия по 90 минут;
- практикумы — разбор заданий прошлых лет;
- написание и разбор пробного регионального этапа;
- вечерние мероприятия с вожатыми;
- возможность полностью погрузиться в подготовку к РЭ ВсОШ, находясь среди единомышленников.
Подробности и запись по ссылке