Найти в Дзене
ГодЛитературы

Девять главных драгоценностей из книг... и много золота

Оглавление

Украшения, которые сыграли важную роль в литературных произведениях

Текст: ГодЛитературы.РФ

В художественной литературе украшения порой играют такую же важную роль, как в жизни. В некоторых произведениях они почти самостоятельные персонажи, в других — цель или мотив преступления, иногда это — магическая вещь, артефакт "с душой"... Украшения всегда связаны с людьми и событиями, что происходят вокруг...

Гранатовый браслет

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.»

Александр Куприн "Гранатовый браслет"

-2
-3

Гранатовый браслет Куприна можно увидеть

Александр Куприн вывел в качестве главного действующего лица своей истории восхитительный браслет, похожий на тот, что подарил своей первой жене, Марии Карловне. "Гранатовый браслет" Куприн написал уже после расставания с супругой. К тому времени писатель, вероятно, уже подзабыл цвет камней: в повести они зеленого цвета, на самом деле - густого красного, почти черного. Существуют две версии происхождения украшения. По одной, в конце XIX века Куприн лично ездил в Богемию, где и заказал браслет. По другой версии, браслет перешел первой супруге писателя по наследству. В воспоминаниях Марии Карловны присутствуют обе версии истории гранатового браслета. Какая из них соответствует реальности, теперь уже вряд ли можно установить.

Писатель верил в то, что гранаты непременно должны быть оправлены в серебро и что этот металл усиливает их природную силу – страсть. Потому был очень недоволен, когда во время починки ювелир позолотил браслет. Подлинный гранатовый браслет, известный по знаменитой повести, хранится в золотой кладовой Литературного музея.

Подвески королевы

«— Возьмите, — произнес он, вынимая из ларца большой голубой бант, сверкающий алмазами. — Вот они, эти бесценные подвески».

«На левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка. Король затрепетал от радости, а кардинал – от гнева; однако они находились слишком далеко от королевы, чтобы сосчитать подвески: королева надела их, но сколько их было – десять или двенадцать?»

Александр Дюма «Три мушкетера»

-4

«Три мушкетера». Шесть экранизаций

Подвески королевы из «Трех мушкетеров» — одно из самых известных и загадочных книжных украшений. За чем помчался в Англию д'Артаньян, как в реальности выглядели алмазные подвески Анны Австрийской? «Большой голубой бант, усыпанный алмазами» и изобразили художники по костюмам в советской экранизации. Но переводчики выдвигают версию, что буквальное название сокровища можно перевести как «наконечники шнурка с бриллиантами». В XVII веке такие украшения были в моде. Мастера-ювелиры покрывали наконечники из золота или серебра эмалью и дополняли драгоценными камнями. На портрете Анны Австрийской кисти Рубенса скорее всего именно они (правда, не дюжина, а всего две) — знаменитые подвески королевы, из-за которых разгорелся сыр-бор.

-5

Или такие, как на портрете французской принцессы, испанской королевы Изабеллы Валуа, где видны похожие украшения по всему платью — на юбке и на рукавах.

-6

Реконструкция подвесок из Музея Александра Дюма в Порт-Марли выглядит так:

-7

Но больше всего на роль "подвесок королевы", пожалуй, подходит драгоценность, подаренная Наполеоном III императрице Евгении в 1855 году — «Узел» для корсажа (Grand Nœud de ceinture) с 2634 бриллиантами в стиле XVIII века.

-8

Кольцо всевластия

«Маг осторожно принял кольцо. Оно было из чистого червонного золота… Фродо увидел тонкую, тончайшую резьбу изнутри и снаружи кольца. Оно было словно испещрено легким огнем, ярким, но каким-то туманным, проступавшим из глубины».

Джон Р. Р. Толкин «Властелин колец»

-9

3 января родился Джон Рональд Руэл Толкин

По версии, высказанной профессором и сотрудником Толкиновского общества, прототипом Кольца Всевластья стало реальное золотое кольцо с гравировкой римской эпохи, похищенное у владельца — Кольцо Сенициана или Сильвиана (по имени предполагаемого похитителя). Древнеримское кольцо, датируемое II-V вв.н.э., было найдено в 1785 году в английской провинции Глостершир во время раскопок «Гномьего холма». Это выполненный из золота десятиугольник диаметром около 25 мм и массой около 12 г. На его щитке изображен профиль человека с торчащими вверх волосами и украшенный античной диадемой (повязкой). Буквы вокруг профиля складываются в надпись «VENUS» («Венера»), нанесенную зеркально, чтобы на оттиске получался правильный порядок букв. По ободу кольца снаружи идет еще одна надпись на латыни: «SENICIANE VIVAS IIN DE», — «Сенициан, живи в Боге», или «Сенициан, живи и процветай». В 1929 году археологи привлекли профессора Оксфорда Толкина в качестве эксперта-филолога для описывания найденных ценностей.

Кольцо Сенциана выставлено в экспозиции музея дворца Вайн (The Vyne, кстати, некогда вдохновлявшем Джейн Остин) в особой, освещенной прожекторами секции на возвышении, что позволяет рассмотреть его со всех сторон.

-10
-11

Голубой карбункул и берилловая диадема

Полностью статью можно прочитать здесь.

#интересное #литература #художественная литература #классическая литература #русская литература #зарубежная литература #что почитать #подборка #украшения

Хобби
3,2 млн интересуются