18 января в Большом «Лебединое озеро» в рамках так называемого фестиваля балета в честь 95-летия Юрия Григоровича. Его балетов дают раз-два и обчелся, и еще парочку редакций. Вот так отмечают…
И не выходит у меня из головы вот это «Лебединое озеро» Большого театра – как бы новое, то есть почти не забытое старое 2001 года, которое называют второй редакцией Григоровича (после 1969 г.). Премьеру этой редакции 2 марта 2001 г. танцевали Николай Цискаридзе (не принц Зигфрид, но Злой Гений), Андрей Уваров (Зигфрид) и… Анастасия Волочкова (Одетта – Одиллия).
Ее выбор Григоровичем стал неожиданностью для всех. Она тогда уже год не работала в Большом театре. Состояла она до этого в труппе 2 сезона (1998–2000) и ничем особым не отличилась, как говорят критики. И вот вам come back, да какой – на главную партию в главном балете всех времен и народов! В бессмертной хореографии Петипа и Иванова, а также Горского и Григоровича, балет вернулся на сцену Большого театра после четырехлетнего перерыва, когда взамен шла авторская версия Владимира Васильева.
Я же вернулась к этой теме после прежних публикаций, так как прочитала рецензию о премьере, настоящую, от марта 2001 г., и она мне понравилась, хочу поделиться с вами. Почему-то я ожидала несколько иного, а так… глядите, почитаем вместе об артистах. Итак.
«Весьма активен в спектакле его теперешний гений Зла… Экзотичный «театр одного актера» предложил тут Николай Цискаридзе. Он и демон, и двойник, и хищник с когтями и бесшумным полетом, и закручивающий всех черный смерч. Его исполнение оставляет яркое впечатление».
Эту самую запись (полную) можно посмотреть:
Мне нравится Цискаридзе в этой партии. Вот совершенно недаром он говорит, что больше любил танцевать Злого Гения, чем Зигфрида, хотя и тот был в его репертуаре. Вот это – его. «А изобразить губителя – это моя профессия» – говорил он, и хоть это и сказано про «Гибель розы», верно и про другие роли.
«Да только все усилия пропадают даром, – продолжает наша рецензентка. – Ему тут разрушать нечего: когда Принца танцует А. Уваров, а Одетту А. Волочкова, любви нет и в помине. Каждый из них занят только собой. Умнее было бы при таком раскладе творческую энергию Цискаридзе использовать в мирных целях. Скажем, назначить его на партию Принца – пусть себе трудится над концепцией спектакля, на что ему даны и эмоциональность, и голова, и тонкая душа. Но Григорович решил иначе».
Далее автор пишет, что никакими особыми заслугами «прима-балерина» не отметилась, но талант был:
«Имея несомненный талант для работы в средствах массовой информации, балерина тут же от души «приложила» приютивший ее театр».
Вернемся к партии:
«Григорович всегда ценил прекрасных балерин и тонких актрис – Аллу Шелест, Майю Плисецкую, Аллу Осипенко, Ирину Колпакову, Наталию Бессмертнову. При чем тут фотомодельная Волочкова? Странным показалось «Лебединое озеро» с ее участием. Порочной была не только ее Одиллия, но и Одетта. Притом ее черное «монструозное начало» было тщательно задрапировано лебедиными позами, имитацией бессмертновских кистей, рук Плисецкой. Красивая, статная, холодная и самодостаточная в каждом па, она любовалась только собой, Принц был ей нужен разве что в качестве опоры да фона, о его существовании она напрочь позабыла по окончании спектакля, когда, оставив Уварова в кулисе, в одиночку гордо вышла на поклоны».
Это грубейшее нарушение традиции – прима и премьер должны выходить на поклоны вместе. Неудивительно, что после этого Уваров отказался танцевать с Волочковой.
«Касательно техники Волочковой – она, конечно же, значительно окрепла, особенно вращение. Но ее немузыкальный танец лишен какой-либо кантилены, у нее нет прыжка, тяжелые ноги, корявое по форме фуэте. Ее успех – из области рекламных трюков.
Рядом с ней носителем чистого, чуть отстраненного, но благородного классического идеала показался весьма созерцательный Принц Андрея Уварова. Высокий и элегантный, он хорошо смотрелся на сцене, хотя затмить былых кумиров – Александра Богатырева и Александра Годунова – в этой партии ему не удалось».
На взгляд критика, Волочкову и Уварова перетанцевала другая пара, танцевавшая второй состав премьеры.
«Зато прекрасно в дуэте смотрелись Галина Степаненко и Сергей Филин, с огромным артистическим достоинством станцевавшие вторую премьеру. Их «земному дарованию», конечно же, ближе сцена бала, где непревзойденная московская виртуозка Степаненко неспешно и мягко исполнила сложнейшие пассажи танца Одиллии. Великолепными были ее спокойные и уверенные головоломные фуэте. Да и в партии белого лебедя она как зрелый мастер интеллигентно выявила мельчайшие детали танцевального текста, особенно в адажио. Красив и обаятелен ее Принц – Сергей Филин. У него мягкие манеры, чуткие руки в дуэтах».
Автор этой рецензии – Виолетта Майниеце, известный балетный критик, балетовед, педагог.
А вы помните эту премьеру? Как вам ее участники? Я шум в газетах помню, решила вот найти что-нибудь, вспомнить подробнее. Благодарю за внимание, пишите свое мнение.
#балет #знаменитости #искусство #культура