Найти тему
Любитель балета

Волочкова, Цискаридзе и их коллеги в «Лебедином озере» Григоровича. Ретро-взгляд из 2001 года

18 января в Большом «Лебединое озеро» в рамках так называемого фестиваля балета в честь 95-летия Юрия Григоровича. Его балетов дают раз-два и обчелся, и еще парочку редакций. Вот так отмечают…

И не выходит у меня из головы вот это «Лебединое озеро» Большого театра – как бы новое, то есть почти не забытое старое 2001 года, которое называют второй редакцией Григоровича (после 1969 г.). Премьеру этой редакции 2 марта 2001 г. танцевали Николай Цискаридзе (не принц Зигфрид, но Злой Гений), Андрей Уваров (Зигфрид) и… Анастасия Волочкова (Одетта – Одиллия).

Ее выбор Григоровичем стал неожиданностью для всех. Она тогда уже год не работала в Большом театре. Состояла она до этого в труппе 2 сезона (1998–2000) и ничем особым не отличилась, как говорят критики. И вот вам come back, да какой – на главную партию в главном балете всех времен и народов! В бессмертной хореографии Петипа и Иванова, а также Горского и Григоровича, балет вернулся на сцену Большого театра после четырехлетнего перерыва, когда взамен шла авторская версия Владимира Васильева.

Я же вернулась к этой теме после прежних публикаций, так как прочитала рецензию о премьере, настоящую, от марта 2001 г., и она мне понравилась, хочу поделиться с вами. Почему-то я ожидала несколько иного, а так… глядите, почитаем вместе об артистах. Итак.

«Весьма активен в спектакле его теперешний гений Зла… Эк­зотичный «театр одного актера» предложил тут Николай Цискарид­зе. Он и демон, и двойник, и хищник с когтями и бесшумным полетом, и закручивающий всех черный смерч. Его исполнение оставляет яркое впечатление».

Н. Цискаридзе – Злой Гений. Фотографии из свободного доступа
Н. Цискаридзе – Злой Гений. Фотографии из свободного доступа

Эту самую запись (полную) можно посмотреть:

Мне нравится Цискаридзе в этой партии. Вот совершенно недаром он говорит, что больше любил танцевать Злого Гения, чем Зигфрида, хотя и тот был в его репертуаре. Вот это – его. «А изобразить губителя – это моя профессия» – говорил он, и хоть это и сказано про «Гибель розы», верно и про другие роли.

«Да только все усилия пропадают даром, – продолжает наша рецензентка. – Ему тут разрушать нечего: когда Принца танцует А. Уваров, а Одетту А. Волочкова, любви нет и в помине. Каждый из них занят только собой. Умнее было бы при таком раскладе творческую энергию Цискаридзе использовать в мирных целях. Скажем, назначить его на партию Принца – пусть себе трудится над концепцией спектак­ля, на что ему даны и эмоциональ­ность, и голова, и тонкая душа. Но Григорович решил иначе».

Далее автор пишет, что никакими особыми заслугами «прима-балерина» не отметилась, но талант был:

«Имея несомненный талант для работы в средствах массовой информации, балерина тут же от души «приложи­ла» приютивший ее театр».

Вернемся к партии:

«Григорович всегда ценил пре­красных балерин и тонких актрис – Аллу Шелест, Майю Плисецкую, Ал­лу Осипенко, Ирину Колпакову, На­талию Бессмертнову. При чем тут фотомодельная Волочкова? Стран­ным показалось «Лебединое озеро» с ее участием. Порочной была не только ее Одиллия, но и Одетта. Притом ее черное «монструозное начало» было тщательно задрапирова­но лебедиными позами, имитацией бессмертновских кистей, рук Пли­сецкой. Красивая, статная, холод­ная и самодостаточная в каждом па, она любовалась только собой, Принц был ей нужен разве что в ка­честве опоры да фона, о его сущест­вовании она напрочь позабыла по окончании спектакля, когда, оста­вив Уварова в кулисе, в одиночку гордо вышла на поклоны».

Это грубейшее нарушение традиции – прима и премьер должны выходить на поклоны вместе. Неудивительно, что после этого Уваров отказался танцевать с Волочковой.

А. Волочкова – Одиллия.
А. Волочкова – Одиллия.

«Касательно техники Волочко­вой – она, конечно же, значительно окрепла, особенно вращение. Но ее немузыкальный танец лишен какой-либо кантилены, у нее нет прыжка, тяжелые ноги, корявое по форме фуэте. Ее успех – из области рекламных трюков.

Рядом с ней носителем чистого, чуть отстраненного, но благородного классического идеала показался весьма созерцательный Принц Андрея Уварова. Высокий и элегантный, он хорошо смотрелся на сцене, хотя затмить былых кумиров – Александра Богатырева и Александра Годунова – в этой партии ему не удалось».

А. Уваров – Зигфрид.
А. Уваров – Зигфрид.

На взгляд критика, Волочкову и Уварова перетанцевала другая пара, танцевавшая второй состав премьеры.

«Зато прекрасно в дуэте смотрелись Галина Степаненко и Сергей Филин, с огромным артистическим достоинством станцевавшие вторую премьеру. Их «земному дарованию», конечно же, ближе сцена бала, где непревзойденная московская виртуозка Степаненко неспешно и мягко исполнила сложнейшие пассажи танца Одиллии. Великолепными были ее спокойные и уверенные головоломные фуэте. Да и в партии белого лебедя она как зрелый мастер интеллигентно выявила мельчайшие детали танцевального текста, особенно в адажио. Красив и обаятелен ее Принц – Сергей Филин. У него мягкие манеры, чуткие руки в дуэтах».

Г. Степаненко и С. Филин в «Лебедином озере» Григоровича.
Г. Степаненко и С. Филин в «Лебедином озере» Григоровича.

Автор этой рецензии – Виолетта Майниеце, известный балетный критик, балетовед, педагог.

А вы помните эту премьеру? Как вам ее участники? Я шум в газетах помню, решила вот найти что-нибудь, вспомнить подробнее. Благодарю за внимание, пишите свое мнение.

Что характерно для «Лебединого озера» Большого театра? Краткий путеводитель
Любитель балета18 марта 2021
Чем отличается «Лебединое озеро» Большого театра от Мариинского?
Любитель балета15 сентября 2021

#балет #знаменитости #искусство #культура

Озера
3391 интересуется