.
.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца (Откр.7:13-14)
.
Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, ни в одном из описанных в книге эпизодов тайнозритель Откровения не «персонализирует» небесных старцев, — поэтому и в Откр.7:13 называет обратившегося к нему с вопросом не по имени, и не апостолом или пророком, но «одним из» (многих).
Кроме того, можно отметить, что в главе 7 тайнозритель уже во второй раз становится самым непосредственным причастником явленных ему видений, так как один из «небесных персонажей» вступает с ним в прямой диалог (сравн. – Откр.5:4-5).
Что касается вопроса, адресованного тайнозрителю «одним из старцев», — этот вопрос вероятнее всего возник у самого ап. Иоанна, и не был связан с принадлежностью людей в «убеленных одеждах» к тем или иным «земным» народам (т.к. о том, что это люди «из всех племен и колен, и народов и языков», было сказано чуть ранее, Откр.7:9).
Короткий, но знаменательный диалог из главы 7 посвящен уразумению и осознанию того пути, которым пришлось пройти людям из всех народов для того, чтобы оказаться в сообществе славных старцев посреди властей и сил Ангельских.
(Именно о способе обретения новозаветных священнических одежд свидетельствует небесный старец, подчеркивая то обстоятельство, что «великое множество людей» убелили свои одежды, пройдя «великую скорбь» в свете христианской веры. Причем сам ап. Иоанн воздерживался от подобного вопроса или по причине того, что не знал, кому его адресовать, или в связи с невообразимым уровнем явленных ему событий, или из скромности, или все эти причины нужно рассматривать в совокупности.
При этом в отношении «ста сорока четырех тысяч запечатленных» вопрос «кто это» и «откуда пришли» возникнуть не мог, так как эти небожители сразу же представлялись тайнозрителю избранными «из всех колен сынов Израилевых», Откр.7:4-10, а в свидетельствах под пятой печатью, — освобожденными из-под жертвенника и облеченными в белые одежды, Откр.6:9-11)
Тем не менее, ответ небесного старца не является ни простым, ни очевидным, ведь в буквальном смысле ни «омыть», ни «убелить» одежды кровью нет никакой возможности. Однако Тому, Кто способен «прочитать» внутренние вопросы всякого человека, известна и способность слушающего к разумению ответов, — поэтому ответ на не заданный самим тайнозрителем вопрос указывает на исполнение в новозаветной реальности целого ряда хорошо известных ап. Иоанну ветхозаветных прообразов, согласно которым и сами священники по чину Аарона, и их одежды, предназначенные для пребывания внутри святилища, очищались кровью особой ветхозаветной жертвы (Исх.28:36-43, Исх.29:21).
Другими словами, и вопрос, и ответ небесного старца обращен к основополагающим смыслам Нового Завета, в соответствии с которыми именно Кровь Совершенной Жертвы позволила претерпевшим великую скорбь пройти духовное очищение и обрести особое священническое достоинство, позволяющее им войти в Небесный храм и приблизиться к величественному Небесному престолу (несмотря на то, что они не принадлежали по плоти ни к сынам Аарона, ни к колену левитов, ни к народу Израиля).
Более того, соответствующая «перемена одежд» предвозвещалась и в книге Захарии, где пророк становится свидетелем небесного переоблачения первосвященника Иисуса, сына Иоседекова (который не случайно чуть ранее уподобляется «головне, выхваченной из огня», Зах.3:2), сравн.:
Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу: так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь (Зах.3:3-7)
.
При этом вполне очевидно, что в явленном Захарии «убелении духовных одежд» прорисовано противопоставление грядущей новозаветной реальности тем временам и состояниям, когда запятнанные кровью одежды свидетельствовали о нечистоте их обладателя и о совершенных им преступлениях и беззакониях, сравн.:
Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои. Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это, говоришь: "так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня". Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила" (Иер.2:33-35)
.
И только в открывшихся новозаветных обетованиях стало возможным «омыть одежды дел человеческих» Кровью Совершенной Жертвы Господа и Спасителя (Зах.3:4, 1 Кор.6:11 и т.д.), сравн.:
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю (Ис.1:16-18)
(Здесь можно заметить, что согласно свидетельству пророка Исаии «убеление одежд» происходит не просто по вере, как учат в различных сектах, но по вере, воплощенной в реальные христианские добродетели, сравн. – «…вера без дел мертва», Иак.2:26)
.
Что касается второй части вопроса, адресованного ап. Иоанну («откуда пришли?»), — нет сомнений, что те тяжелейшие новозаветные испытания, через которые с честью прошли люди, облеченные в небесные одежды, как и само понятие «великая скорбь» (сравн. – «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», Деян.14:22), подразумевают не некий короткий момент буквальной земной истории, но особый «тернистый путь», которым проходят подвижники веры во все времена во всех странах и народах (сравн. – «…даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число», Откр.6:11).
Проф. Лопухин:
Пришедшие от великой скорби суть перенесшие скорбь, не избежавшие ее. И выражение великая скорбь говорит (Мф.24:21-29) о том, что эти спасенные суть все вообще христиане, которые как прежде, так и в будущем (и при антихристе особенно) перенесут страдания и скорби. Под омытием одежд всего естественнее понимать отнятие, по милости Божией, всякой греховной скверны с души праведника, а под убелением - достижение чистоты и добродетельного совершенства
.
Таким образом, ответ небесного старца на не заданный самим тайнозрителем вопрос прямо свидетельствует о том, что «облеченные в белые одежды» — это люди из всех народов, чья вера в Спасителя прошла «испытание огнем» (сравн. – 1 Пет.1:6-7, 1 Пет.4:12-19) и вознесла их на небо, где они «с пальмовыми ветвями в руках» ожидают Второго Пришествия Спасителя, Последнего Суда над живыми и мертвыми и «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет.3:13).
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Небесная пажить и «живые источники вод» (Откр.7:15-17)
Предыдущая статья: Видение вселенского праздника кущей (Откр.7:9-12)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #один из старцев спросил: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли, Откр.7:13 #это те которые пришли от великой скорби; они омыли и убелили одежды свои Кровью Агнца, Откр.13:14