Приветствую вас, дорогие читатели моего канала. Наконец отгремели новогодние фейерверки, опустели бокалы с шампанским и съеден последний тазик с оливье. Пришло время вновь включаться в работу и заниматься саморазвитием, ну, а без истории это невозможно. Поэтому с новыми силами вперёд к познанию этого противоречивого мира.
2022 начался напряженно и тревожно, прежде всего это касается наших южных соседей – Казахстана. События в этой стране для меня близки не только из-за того, что часто бываю там по работе, но и потому что я сам родился в Средней Азии. 25 декабря 1991 года рухнула наша великая родина – Советский Союз и моя семья как миллионы других русских оказались чужаками в своем доме. В одночасье солнечный Таджикистан, в котором прожили всю свою жизнь мои дедушка, бабушка и мама, превратился во враждебный и опасный край, в котором разрастались семена жестокой и кровопролитной гражданской войны. Я даже не хочу представлять, что чувствовали родители, когда оставляли все то, что было заработано десятилетиями тяжелой работы, все то, во что была вложена душа и любовь, все то, что человек называет своим домом. Но обо всем по порядку. Сегодня я начинаю рассказывать вам очень личную и трагическую историю, которая навсегда врезалась в мою память….
Предыстория
Мой дед родился в Алтайском крае и провел все раннее детство в своей деревне. У него был старший брат Кузьма, который решил в начале 30-х годов поехать на южные окраины страны, чтобы заработать. Дело в том, что в СССР было принято прежде всего развивать национальные республики, чтобы все малые народы постепенно подтягивались к уровню жизни центра и ощущали все блага социалистического строя. Там активно шло строительство жилых и промышленных объектов, развивалась инфраструктура и, конечно, для этого требовалось большое количество квалифицированных специалистов. Естественно, такими спецами были русские, которым предлагали хорошие зарплаты, ну или просто направляли помогать братскому народу. В общем Кузьме понравилось жить и работать в Таджикистане. Оплата была достойной, жаркий климат без суровых зим позволял собирать несколько раз в год урожаи овощей и фруктов. Закрепившись, он потянул за собой своего отца с младшими братом и сестрой. Так и оказался мой дед в южной республике. Оттуда ушел добровольцем на Великую Отечественную Войну, вернулся, женился, родил дочь и жил обычной жизнью советского человека. Многонациональный народ республики жил дружно, благодаря советскому братству трудящихся и безупречной работе КГБ. Но если без шуток, то дед очень хорошо относился к таджикам и всегда ставил в пример их огромное гостеприимство и уважение к старшим. В республике проживала большая диаспора не только русских, но и немцев, которые были сосланы сюда по приказу Сталина после войны. У моей мамы, например, класс на 70% был русско-немецкий. Именно этот костяк построил в Таджикистане электростанции, заводы, фабрики, школы и больницы, а отнюдь не таджики. Поэтому мне сегодня смешно, что люди, которые кроме кишлаков из глиняных мазанок ничего больше строить не умели, вдруг стали незаменимыми специалистами на столичных стройках. Ну сейчас не об этом. Как это всегда бывает, идиллия должна была когда-нибудь закончится.
Ветер перемен - ветер тревожный
Наступила перестройка, центральная власть слабела и погружалась в пучину внутрипартийной борьбы. Смута началась не в национальных республиках, смута началась в Москве. В такой обстановке уже было трудно следить за порядком на окраинах огромного государства и местные националистические элиты это быстро почувствовали. Таджики тоже менялись не в лучшую сторону, все чаще на бытовом уровне стали встречаться проявления национализма по отношению к русским и другим национальностям. Европейское население республики, уже я думаю с 1988 года, начало ощущать какую-то тревогу за свое будущее на этой земле. Первыми из Таджикистана начали выезжать немцы, когда Горбачев разрешил им выезд из СССР на свою историческую родину. За ними потянулась местная русская элита, которая знала и понимала больше, чем обычные граждане. Им было понятно, что наверху все плохо и пока есть возможность забрать свой скарб и продать имущество, надо это делать и уезжать в Россию. Видя общее настроение, затем поехали и остальные русские, но только не мой дед. Он был абсолютным патриотом Советского Союза и не мог поверить, что его великая родина, победившая фашизм, может взять и развалиться. И не поверил, пока по нашей улице не поехали танки… Мне запомнился один эпизод, когда взрослые всерьез поняли, что ничего хорошего ждать уже не стоит. Я не знаю точно какой это был год 90 или 91, но с минаретов мечетей, впервые с момента установления советской власти, муэдзины стали звать правоверных на намаз. Это был конец прежней жизни в республике - к власти рвались религиозные фанатики, которым было ненавистно все то, что построил Советский Союз за годы своего существования. Потом был путч 19 августа 1991 года, Беловежская Пуща и Красная Империя перестала существовать, оставив русских на произвол судьбы уже в чужих странах. Мы были одними из них… Новый 1992 не предвещал ничего хорошего, в воздухе витал страх и тревога. Таджикистан на всех порах мчался к войне и полному хаосу. Продолжение следует…
Родителям посвящается
Спасибо за внимание! Буду рад вашим лайкам и комментариям. В следующей статье расскажу о том, как началась война и о страшных эпизодах, которые я помню до сих пор. Мирного неба нам всем!!!