Художнику Морису Лелуару стать "бессмертным при жизни" удалось! Ведь классик - это не просто тот, кто любим и востребован - это прежде всего тот, кто равно интересен дедам и внукам. А значит, чтобы попасть в разряд бессмертных, надо прожить лет девяносто.
Так почти столько Лелуар и прожил. Сын двух художников, никакой другой профессии он себе и не представлял.
Вот только какой вид изобразительно искусства более приличествовал парижанину 1853 года рождения? Солидная жанровая живопись - профессия отца, или изящная акварель - специальность матери? А может быть, театральная декорация - дело, очень востребованное? Афиши, открытки? Книжная иллюстрация?
Да зачем выбирать, если можно заняться всем и сразу?!
Но оказалось, что одного желания и неуёмной энергии совершенно недостаточно. Предстояло буквально поднять не поднятую целину - историю костюма. Ведь ничто так не преходяще, как легкомысленная мода, ничто так быстро не забывается.
И сегодня, полтораста лет спустя, в каждом издании "Истории костюма" непременно иллюстрации Лелуара. И это в русских изданиях - сравнимой по масштабу работы больше не проделал никто. А на родине его фундаментальный труд - настольная книга для деятелей театра и кино. И для художников, конечно.
Не довольствуясь подробнейшими реконструкциями, описаниями, иллюстрациями, Лелуар создаёт Музей Костюма. Ему удаётся собрать коллекцию в двести платьев, не считая аксессуаров. И объединить вокруг интересного дела людей увлеченных, создав Общество Истории костюма.
Оказалось, художник создал новую профессию - он стал первым историком моды в мире!
Рассматривать можно бесконечно. И ни один, даже самый придирчивый специалист, не найдёт в картинах Лелуара погрешностей против исторической достоверности!
Как историк моды, Лелуар станет консультантом Голливуда.
Однако для потомков, для соотечественников Лелуар прежде всего - непревзойдённый иллюстратор французской классики. Наследие необъятное, качество - сами видите. Это к "манон Леско":
И не только романы, но и научные труды! Любой самый сухой текст заиграет благодаря таким рисункам, как, например, к монографии "Король - солнце":
Но для русского, советского читателя Морис Лелуар - это прежде всего иллюстратор "Трёх мушкетёров". Создатель канона, от которого более поздние художники не могут "уйти", как бы ни желали быть "самостоятельными". Да это и понятно - ТАКОГО проникновения в эпоху достичь не удалось более никому.
Однако о "Мушкетёрах" разговор в следующей статье.
А пока - напомню современный анекдот: "Признак взрослости - это когда, читая "Мушкетёров", понимаешь, что вся эта компания просто путается под ногами у единственного героя. А герой - РИШЕЛЬЕ".
Очевидно, Морис Лелуар это обнаружил первым. Создав к юбилейному изданию двести пятьдесят (!) иллюстраций, он понял, что увлёкся: такую уйму не вместит ни одна самая роскошная книга. Придётся отказываться от массовых сцен... да от всего, что не является иллюстрациями к определённым эпизодам, от всех "вариаций на тему"!
И оказалось, что главный герой этих "вариаций" - кардинал Ришелье. Рисунков вполне хватало для отдельной книги, биографии героя. Оставалось добавить лишь о его детстве. И о последних днях.
Монография "Ришелье" вышла десять лет спустя. Пригодилось всё!
Полистаем...
Не одному Ришелье было очевидно, что "Людовик обладает всеми талантами, кроме королевского"...
(А о "Мушкетёрах" в исполнении Лелуара - здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/klassik-pri-jizni-2-61e56bd5be4bc3374c4fc594 ).