Недавно Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ была издана книга «Генофонд татар: историко-генетическое исследование. Гаплогруппы Y-хромосомы», включающая в себя результаты масштабного проекта по историческому и генетическому исследованию татар.
О чем же свидетельствуют результаты генетического анализа?
Генетика не определяет национальности, она лишь выявляет родственные связи.
Генетический анализ позволяет говорить о родстве и определении общих предков, причем за очень длительный период (в несколько тыс. лет).
Данное исследование, проведенное в 2017–2020 годах Институтом истории им. Марджани АН РТ при поддержке ПАО «Татнефть», стало первым комплексным изучением генофонда татар , проживающих в Среднем Поволжье и Приуралье. Оно охватило более 550 татарских населенных пунктов. Основной акцент проекта был сделан на изучении Y-хромосомы, которая имеется только у мужчин и определяет родство по прямой мужской линии. Всего были протестированы 1 480 человек, осуществлено 2 028 тестов. С учетом уже имеющихся частных результатов общее количество составило около 2 тыс. образцов.
Исследование проводилось именно в рамках исторической науки.
Для этого сгруппировали отдельные коренные районы проживания татарского населения в несколько исторических областей, имевших свою историко-культурную специфику. Татарское население России проживает на больших территориях, некоторые когда-то входили в Казанское ханство, но далеко не все.
Следующий важный момент: ученые старались найти таких, чье происхождение можно было бы документально проследить. Поэтому особое внимание уделялось поиску представителей старинных татарских родов, имеющих глубокие документальные или семейные родословные — шаджаре.
«Учитывая неизменность Y-хромосомы, мы тем самым фактически получали срез на 300–400 лет назад, а то и глубже. Надо отметить, нашими сотрудниками и активными участниками проекта была проделана гигантская работа по поиску и анализу архивных документов — ревизских «сказок» и метрических книг для составления и восстановления документальных родословных».
Радик Салихов
Историки и генетики доказали генетическое единство всех субэтнических и конфессиональных групп татар независимо от территории их проживания.
Проект осуществил территориальный анализ генетических линий по историко-культурным ареалам: Горная сторона — в основном правобережная часть Казанского ханства; Заказанье — это центральные районы Казанского ханства; Мещера — отдельная историческая область включает районы Мордовии, Рязанской, Нижегородской, Пензенской областей. Мы выделили Западное и Восточное Закамье и Приуралье, а также Восточное Предкамье. Кроме этого, в проект попали отдельные образцы татар каринской и сылвенско-иренской групп.
Исследование показало, что все основные территориальные татарские группы имеют схожую структуру, хотя со своими специфическими особенностями. Генетика свидетельствует о глубоком родстве всех субэтнических групп татар
Генетика доказывает, что что татарский народ сформировался в период Средневековья, в эпоху Золотой Орды и татарских ханств
«Татарский народ сформировался не в одночасье, а в течение трех столетий»
Точную дату возникновения того или иного народа никто не сможет назвать. Процесс этот происходил не в одночасье, а в течение трех столетий, в XIII–XVI веках. В то же время нельзя приуменьшать значение генетических линий булгарского и добулгарского периодов, которые объединяли как европейские, так и «степные» компоненты.
Однако, исходя из результатов исторических исследований последних десятилетий, в том числе генетических, можно утверждать, что татарский народ сформировался в период Средневековья, в эпоху Золотой Орды и постзолотоордынских татарских государств. Процесс этот происходил не в одночасье, а в течение трех столетий, в XIII–XVI веках. В то же время нельзя приуменьшать значение генетических линий булгарского и добулгарского периодов, которые объединяли как европейские, так и «степные» компоненты»
Радик Салихов
Имеющиеся данные свидетельствуют, что часть предков будущих татар отделилась от ближайших общих европейских предков в I тысячелетии нашей эры, а некоторые еще ранее.
Поэтому формирование генетической общности шло, как мы констатируем в итогах проекта, с конца I тысячелетия до нашей эры и до XVI века, а сам татарский народ, объединенный одной культурой, языком и государственностью евразийского масштаба, возник уже в период Средневековья. Именно в это время широкое распространение получает этноним «татары», который как раз и зафиксировал появление на мировой арене народа, составлявшего основу средневековой державы Чингисидов.
Ведь неслучайно, что на территории проживания современных татар сформировались основные центры государственности: Волжская Булгария, затем — Булгарский улус Золотой Орды, Казанское ханство. На нашей исторической территории, в Поволжье и Приуралье, существовала развитая городская культура, большие городские, в том числе столичные, центры с богатой ремесленной и торговой инфраструктурой, то есть сердце огромной империи Чингисидов. В этом смысле татары являются прямыми наследниками как булгарской, так и золотоордынской цивилизаций.
Татарская знать — это не только потомки аристократии, пришедшей с завоевателями-Чингисидами. Предки основных знатных татарских родов могли присутствовать в Восточной Европе еще в добулгарский и булгарский периоды.
«Татары являются прямыми наследниками как булгарской, так и золотоордынской цивилизаций».
Исследование однозначно доказало, что татарский народ — единая историко-культурная общность, объединенная в том числе явными родственными узами.
Линии, присущие кряшенам или тептярям, ничем не отличаются от аналогичных линий татарского населения Заказанья или Горной стороны. Анализируя данные, например, по зауральским башкироязычным тептярям, проживающим на территории Учалинского района Башкортостана, мы ясно видим генетические пересечения с историческими деревнями ясачных татар, находящихся в Заказанье и на правобережье реки Волги. То же самое можно сказать и о тептярях востока Татарстана, запада Башкортостана, которые в большинстве своем как по архивным материалам, так и по данным генетики восходят к ясачному татарскому населению. К сожалению, протестированных крымских татар у нас единицы, а в доступных базах данных их пока мало. Некоторые результаты известны, и, кстати, среди них есть несколько близких пересечений с татарами Поволжья.
От палео-ДНК хунну до потомков Марджани и Максуди
Результаты исследований в отношении известных личностей могут быть хорошими иллюстрациями к проекту, мы посчитали это важным. Благодаря тому, что удалось протестировать прямых потомков или потомков по родственным линиям, мы знаем происхождение отдельных значимых для татарской нации личностей. Например, выяснилось восточноазиатское происхождение предков выдающегося богослова и просветителя Шигабутдина Марджани. Его результаты пересекаются с образцом палео-ДНК из захоронений хунну. Кстати, носителями гаплогруппы О, к которой относились предки Марджани, являлись представители рода Максудовых, давшие татарскому миру братьев Садри и Хади Максуди. Они были потомками служилого татарина Ишея Хозяшева сына Сюндюкова, имевшего в XVII веке большие земельные владения в Казанском уезде. Их генетические родственники выявлены в деревнях Сосновый Юраш Елабужского района и Татарское Ходяшево Пестречинского района РТ.
Например, еще встречаются рассуждения об отсутствии в древности родовой системы у татар. Однако историко-генетический анализ дает ясную картину существования таких родов. В Заказанье, например, это клан князей Яушевых, который жил на данной территории, вероятно, еще в добулгарский период. Мы зафиксировали генетическое доминирование представителей этого клана на территории Атнинского района, а также части Арского района Татарстана. Важно, что здесь археологами обнаружены укрепленные городища, датируемые еще первой половиной I тысячелетия нашей эры.
В то же время среди потомков средневековой татарской элиты, проживавшей в том же Заказанье, а именно: князей Утеевых (Старый Менгер Атнинского района РТ), мурз из рода Янбакты (Большой Менгер), князей Маметевых (Нижняя Ура Арского района), князей Янбулатовых (Большие Метески Тюлячинского района), уже упоминавшиеся нами Яушевы как сформировавшиеся кланы могут иметь не только золотоордынское или булгарское, но и добулгарское происхождение. В этой связи версия о полном уничтожении Чингисидами элиты покоренной Волжской Булгарии и замене ее на пришлую татарскую требует теперь несколько иного, возможно и критического, отношения.
Основные итоги исследований подтвердили правильность той концепции этнической истории, которая изложена в 7-томной истории татарского народа. Проект вносит некоторые серьезные коррективы в традиционные представления и стереотипы по поводу нашего прошлого.
Однако, на наш взгляд, самый главный результат проекта состоит в том, что его выводы дают ясную картину генетического единства всех субэтнических и конфессиональных групп татар независимо от территории их проживания. Мы однозначно доказали, что татарский народ —единая историко-культурная общность, объединенная в том числе явными родственными узами.
Подробнее см: «Мы однозначно доказали, что татарский народ не некая «сборная» под одним именем, а единая общность» («Бизнес Online», 15 января 2022)