Термин ESG в последние годы уверенно вошел в нашу жизнь и, скорее всего, не выйдет из нее многие десятилетия. В статье объясняем, что такое ESG и почему следование ESG принципам является условием выживания для бизнеса в 21 веке.
Что такое ESG
ESG (Environmental, Social, Governance) – система ценностей, следование которой позволяет обеспечить бизнесу его устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
На русский язык аббревиатуру ESG можно перевести как "экологическое (E), социальное (S) и корпоративное управление (G)". Принципы ESG часто отождествляют с принципами устойчивого развития.
- Экологические принципы (E – Environment) определяют политику компании в области защиты окружающей среды. При этом речь идет не только об экологической политике компании на своих предприятиях и в офисах. В идеале, экологическая повестка компании должна быть намного шире и оказывать положительное воздействие на целые регионы, страны и даже планету (например, вклад в борьбу с изменением климата Земли).
- Социальные принципы (S – Social) выражают отношение компании к условиям труда сотрудников, их здоровью и безопасности, развитию культуры разнообразия и вовлеченности, равенства и принятия, взаимодействию с местными сообществами в регионах присутствия.
- Управленческие принципы (G – Governance) определяют качество корпоративного управления, включая следованию кодексу по борьбе с коррупцией, состав и компенсацию высшего руководства, взаимоотношение с органами власти, уплату налогов и этику ведения бизнеса в целом.
Почему ESG с нами надолго
Исторически основными параметрами, по которым оценивался бизнес или компания, были финансовые показатели и перспективы их роста. Если выручка и прибыль компании растет на протяжении долгого времени, то, скорее всего, в нее стоит инвестировать, на нее стоит работать, а ее продукцию стоит покупать.
Однако в последние годы общество стали волновать не только финансовые, но и нефинансовые аспекты бизнеса.
- Инвесторы стали задумываться о том, насколько устойчива система управления компанией. Что, если из-за экологических рисков компания понесет огромные убытки? В 2010 году акции нефтегазового гиганта BP обвалились на 15% за первые две недели после аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе. Что будет с ценой акций, если рынок узнает о скандалах на рабочих местах и коллективных исках сотрудников? В 2021 году акции Activision Blizzard в течение года упали более чем на 20% из-за сообщений о сексуальных домогательствах в компании.
- Сотрудники. Поколения меняются. К 2025 году Поколение Z будут составлять 27% рабочей силы в мировой экономике. Отличительной чертой этого поколения является то, что при выборе работодателя они обращают большое внимание на условия труда и корпоративную культуру. Компании со слабой социальной ответственностью и культурой проиграют борьбу за таланты.
- Клиенты при выборе товара или услуги все чаще делают выбор в пользу компаний с высоким уровнем показателя ESG. Покупателям важно, что продукт сделан из экологичных материалов, а условия труда сотрудников при его производстве соответствуют высоким стандартам.
Таким образом, бизнес в 21 веке становится другим. Для участников рынка устойчивое развитие компании и высокие показатели ESG уже являются не менее важными, чем ее финансовые результаты. Постоянный прогресс по направлениям ESG будет также стратегически необходим, как рост выручки, прибыли или доли рынка.
Доказать высокие показатели ESG компаниям поможет получение высокого ESG-рейтинга. Существует ряд серьезных международных организаций, разработавших методологии ESG-рейтингов: S&P Global ESG Scores, MSCI ESG Rating, Sustainalytics' ESG Risk Ratings, Sustainable Fitch. В России наиболее известным рейтинговым агентством по ESG является Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Стоит отметить, что также доступны страновые ESG-рейтинги, например ESG Index or ESGI.
О чем стоит задуматься. Теоретически, любая компания может достичь высоких показателей во всех трех компонентах ESG. Например, производитель оружия или табачных изделий. Означает ли это, что такой бизнес является фундаментально устойчивым? Возможно. Но только если компания будет убедительно доказывать, что приносит гораздо больше пользы обществу, чем создает для него рисков. Или ни при каких условиях? Каждый решает сам.
Ссылки: