Боевая авиация американской армии насчитывает парк воздушных машин численностью 1522 единицы (2020 год). Среди этого количества существенную долю составляет ударная авиационная техника или простыми словами – истребители. Что примечательно, американские конструкторы истребителей демонстрируют тенденцию присваивать созданным детищам, как правило, имена, позаимствованные у семейств хищных птиц. Что бы это могло значить? Ниже представлен краткий обзор находящейся теперь в боевом строю ударной авиации США.
Самолёт РЭБ EA-18G «Ворчун» (Growler)
Самолёт РЭБ EA-18G Growler специально созданный для ВМС США, но также может использоваться в составе других армейских структур. Этот аппарат радиоэлектронной разведки не является истребителем EA-18G Growler как таковым, но функционально не исключает таких действий. Воздушная машина представляет четвертый основной вариант семейства самолётов F/A-18.
Первый экземпляр техники сошёл с производственного конвейера «Боинг» в 2007 году с целью замены самолётов EA-6B Prowler. Конструкция EA-18G является первым исполнением техники радиоэлектронной борьбы инновационного толка, произведенной более чем за 35 лет. Изделие сочетает платформу F/A-18 Super Hornet с передовым комплексом средств радиоэлектронной борьбы.
Ударный истребитель F/A-18A-D «Шершень» (Hornet)
Ударный истребитель F/A-18A-D Hornet создан под эксплуатацию для решения задач подразделениями ВМФ и Корпуса морской пехоты США (блока НАТО). Конструкция самолёта F/A-18A-D Hornet Strike Fighter представляет двухмоторную многоцелевую тактическую воздушную машину.
Первые экземпляры продукта приняты на вооружение США в 1980-х годах. В режиме истребителя машина используется в основном как истребитель сопровождения и противовоздушной обороны. Однако не исключается применение в режиме атаки, когда самолётом осуществляются функции перехвата и поддержки с воздуха.
Ударный истребитель F/A-18E/F «Супер Шершень»» (Super Hornet)
Воздушная боевая машина американского производства F/A-18E/F Super Hornet впервые появилась на вооружении армии США в 1997 году. Производителем аппарата значится корпорация «McDonnell Douglas». Конструкция F/A-18E/F фактически представляет:
- двухмоторный ударный истребитель,
- штурмовик класса «воздух-земля»,
- палубный истребитель класса «воздух-воздух»,
- бомбардировщик.
Основными задачами этой американской военной машины, среди прочего, видятся сопровождение и противовоздушная оборона флота, проецирование сил, перехват и непосредственная поддержка с воздуха.
Ударный истребитель невидимка F-35 «Молния 2» (Lightning II)
Разработка истребителя невидимки F-35 Lightning II преследовала цель создания ударного истребителя. Причём конструкция новинки сделана по технологии малозаметности (Стелс). Электронная начинка удачно сочетается с передовыми датчиками и компьютерными сетевыми возможностями, необходимыми для задач:
- американских ВВС,
- корпуса морской пехоты,
- служб ВМС США.
Для каждой из отмеченных служб создан свой вариант самолёта, наделённого специфическими для конкретной службы возможностями. Американские ВВС получают F-35A, Корпус морской пехоты применяет F-35B и F-35C, служба ВМС использует F-35C. Производство самолёта невидимки F-35 намечено до 2044 года.
Штурмовик AV-8B «Лунь» (Harrier)
Штурмовик AV-8B Harrier создан под решение боевых задач армейскими структурами Корпуса морской пехоты США. Боевая воздушная машина AV-8B Harrier обладает способностями вертикального/укороченного взлёта и посадки. Первый экземпляр штурмовика выпущен в 1984 году. Производителем выступает корпорация «McDonnell Douglas».
Среди боевых задач самолёта AV-8B как основных - непосредственная авиационная поддержка, перехват и атака на средних дальностях полёта. Американский штурмовик AV-8B Harrier способен взлетать/совершать посадку с палуб авианосцев и других подходящих морских платформ. Также предусматривается работа с передовых оперативных баз, экспедиционных аэродромов и удалённых посадочных площадок.
Самолёт А-10 «Удар молнии 2» (Thunderbolt II)
Американский самолёт A-10 Thunderbolt II впервые изготовлен в 1975 году. Согласно намеченным планам армии США, воздушная машина останется на вооружении армии как минимум до 2030 года. Конструкция A-10 Thunderbolt II представляет одноместный боевой самолёт, специально разработанный для непосредственной авиационной поддержки и поражения бронетехники противника.
Истребитель A-10 Thunderbolt II отличается высокой степенью маневренности на малых скоростях и высотах, способен нести различные боеприпасы обычного исполнения. Большой боевой радиус и возможности короткого взлёта/посадки позволяют действовать на переднем фронте.
Истребитель F-15C/D «Орёл» (Eagle)
Американский Истребитель F-15C/D Eagle следует рассматривать всепогодной маневренной тактической боевой воздушной машиной. Будучи, как одноместными (F-15C), так и двухместными (F-15D), истребители предназначены для выполнения боевых задач в воздухе. Конструкции самолётов F-15 C/D оснащены электронными системами и вооружением, благодаря чему выполняется:
- обнаружение,
- захват,
- отслеживание,
- атака вражеских самолётов,
при работе, как в дружественном, так и в контролируемом противником воздушном пространстве. Последний раз модели самолётов F-15C/D сошли с производственного конвейера корпорации «McDonnell Douglas» в 1989 году. Основная армейская структура для поставок – ВВС США. Эксплуатация техники намечена до 2025 года.
Истребитель F-15E «Ударный орёл» (Strike Eagle)
Так называемый истребитель двойного назначения F-15E Strike Eagle в основе своей предназначен для решения задач ВВС США. Эти задачи предполагают работу воздушной машины в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Будучи наделённым многочисленными системами авионики и электроники, истребитель двойного назначения F-15E Strike Eagle открывает широкие возможность ведения боевых действий на малых высотах днём и ночью, независимо от погодных условий. Первый экземпляр машины изготовлен в 1986 году корпорацией «McDonnell Douglas». Полноценный ввод в эксплуатацию отмечен 1994 годом.
Истребитель F-16 «Боевой сокол» (Fighting Falcon)
Одномоторный многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon впервые сошёл с производственного конвейера американской корпорации «General Dynamics» в 1978 году. Наряду с упомянутой корпорацией, производством также занимается военно-промышленная корпорация «Lockheed Martin». Главным заказчиком воздушных боевых машин этой разработки выступают американские ВВС.
Многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon характеризуется компактным одномоторным многоцелевым истребителем, способным на решение широкого спектра задач. Это высокоманевренный боевой самолёт исполнением одно- и двухместными моделями, поддерживающий ведение боевых действий в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Новейший истребитель F-22 «Хищная птица» (Raptor)
Новая разработка и производство для американской армии – истребитель F-22 Raptor рассматривается воздушной техникой нового поколения, которой предполагается оснастить ВВС США на будущее. Современный истребитель F-22 Raptor предназначен под выполнение задач класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Новейшая воздушная машина призвана обеспечить поражение самолётов противника, а также наземных целей на больших расстояниях. Конструкция относится к системам пятого поколения, то есть предполагает выполнение боевых задач на самом высоком уровне. Если разработчиком аппарата отмечается только военно-промышленная корпорация «Lockheed Martin Aeronautics», производителями выступают сразу четыре компании:
- «Lockheed Martin Aeronautics»,
- «Boeing Defense»,
- «Space & Security»,
- «General Dynamics».
По материалам: GAO