Я очень люблю читать, и, несмотря на то, что в последнее время мне не удается уделить этому достаточное количество времени, я все же стараюсь не забывать об этой определенно полезной привычке. Больше всего меня захватывают фантастические и приключенческие сюжеты, а также романы и повести, от которых в буквальном смысле волосы стынут в жилах... думаю, вы понимаете, что я имею в виду. И в каждой новой книге, в каждом новой для себя произведении я встречаю персонажей: совершенно разных, непохожих друг друга, но по-своему интересных и глубоких. Знаете, из разряда «внутри них таятся такие истории, что хоть фильмы снимай, хоть книги пиши».
И всякий раз, увлекаясь очередной литературной судьбой и испытывая к персонажу неподдельный интерес, я невольно задаюсь вопросом «А мог бы человек с подобными, столь понравившимися мне качествами, существовать в действительности? Каким бы он был: таким же привлекательным и интересным или просто невнятной частью безликой толпы? «Зацепил» бы он меня, встреть я его не улице, а не на страницах любимой книги?»
Так случается из раза в раз, лишь только я погружаюсь с головой в действительно интересное для меня литературной произведение. И я подумал: если подобного рода персонажи появляются на страницах, возможно ли такое, что они родились не из головы автора, а имели под собой вполне реальную основу? То есть, прототипов, которые, возможно, являлись близкими родственниками и друзьями именитых писателей, или случайными знакомыми, сумевшими произвести на автора той или иной книги неизгладимое впечатление.
Ведь, зная по себе, на создание произведения, будь то литература, живопись или музыка, нас нередко вдохновляют именно люди. Так почему бы одной из таких муз не получить свое литературное воплощение? Звучит вполне логично, не считаете?
Одним из моих самых любимых литературных персонажей является легендарный британский сыщик Шерлок Холмс, и книги о его многочисленных и интереснейших приключениях я проштудировал вдоль и поперек ни один десяток раз. Артуру Конан Дойлю удалось создать поистине великолепного персонажа, в котором гениальность соседствует с чудаковатостью (как это часто и бывает), апатия с невероятным азартом, великолепная интуиция и дедукция с абсолютным незнанием основ жизни.
Шерлок Холмс, из рядового книжного персонажа, превратился в очень яркий и цитируемый по сей день образ: ведь новые экранизации и вариации на тему мистера Холмса появляются с завидной регулярностью! Но в чем же секрет такой невероятной популярности?
Вероятно, все дело в том, что Шерлок Холмс не был соткан «из воздуха», идея его создания не родилась сама собой как по волшебству. У гениального сыщика существовал вполне себе реальный прототип, из плоти и крови, так сказать... и имя его Джозеф Белл. Не многие знают, но по основной своей специальности Артур Конан Дойль - медик, а одним из его наставник был как раз мистер Белл.
Впоследствии Конан Дойль не раз признавал, что у Шерлока очень много схожих черт, которые он позаимствовал у Джо Белла. В своей автобиографии писатель часто вспоминал о своем преподавателе, о его орлином профиле, пытливом уме и невероятной интуиции. По мнению Конан Дойля, Белл мог превратить любое дело в точную систематизированную дисциплину.
Еще одной важной особенностью, которая досталась Шерлоку Холмсу от профессора, стал его неповторимый дедуктивный метод. Лишь окинув незнакомого человека, казалось бы, мимолетным взглядом, Белл мог рассказать о его привычках, озвучит некоторые факты из биографии и даже порой ставил диагноз. Узнаете метод Шерлока?
После выхода романа Конан Дойль не раз писал своему преподавателю, обсуждая с ним нюансы не только всего произведения, но и главного героя в частности. Джо Белл отвечал, что, возможно, и он смог бы тоже стать выдающимся сыщиком, если бы в один прекрасный момент он выбрал другой путь, отличный от медицины.
Мое знакомство со следующим персонажем произошло не посредством книг – впервые я увидел его в кино. Однако в свою защиту могу сказать, что уже слышал о нем ранее, поскольку Тинтин, а именно так его зовут, являлся главным героем популярнейшего в Европе комикса, автором которого стал бельгийский художник-самоучка Эрже. Комикс частенько попадался мне на глаза, но так как визуальные новеллы не слишком мне импонируют, история Тинтина в тот момент прошла как-то мимо...вероятно, чтобы я однажды вспомнил про нее.
Итак, если коротенечко, то Тинтин – совсем еще молодой, но достаточно талантливый и азартный газетный репортер, который, благодаря своей профессии, путешествует по миру (вместе со своим другом и компаньоном фокстерьером Милу) и с завидной регулярностью влипает во всевозможные и порой весьма опасные истории. В 2011 году режиссер Стивен Спилберг подарил миру очень и очень неплохую, на мой взгляд, экранизацию приключений Тинтина, после просмотра которой я отметил, что этот персонаж мне весьма симпатичен.
Существует версия, согласно которой прототипом Тинтина являлся 15-летний юноша Палле Хулд. В 1928 году датская газета «Politiken», в честь празднования 100-летия со дня рождения Жюля Верна, проводила конкурс среди подростков, победитель которого получал возможность объехать весь мир за счет издания с одним единственным условием - сделать это нужно было максимум за 46 дней, и ни днем больше. Как вы, я думаю, уже догадались, именно Палле Хулд одержал победу в конкурсе и отправился в кругосветку, и, вопреки ожиданиям большинства, завершил ее не за 46, а за 44 дня.
По возвращению в Данию, паренька вышло встречать не менее 20 тысяч человек. Первой точкой в путешествии Палле стала Германия, и лишь только юноша покинул ее, на прилавках, в том числе и его родного Копенгагена, появился первый комикс о приключениях Тинтина.
Подобное совпадение не было случайностью, и именно Палле стал прототипом юного репортера и путешественника Тинтина. К тому же, наблюдалась и их внешняя схожесть: оба мальчика были круглолицые, с торчащим наверх чубом, оба носили короткие брюки и тренч.
К сожалению, прототипами многих ярких книжных персонажей зачастую становятся люди, скажем так, не с самой «чистой» репутацией. Ничего не поделаешь, в книгах, как и в жизни – если есть добро, то будет и зло; если в романе нашлось место замечательному и положительному во всех смыслах персонажу, то, будьте уверены, его полная противоположность не заставит себя ждать.
Так произошло и в нашумевшем в свое время, скандальном романе Владимира Владимировича Набокова «Лолита». Я не буду вдаваться в подробности сюжета этой книги – он давно не является секретом. К тому же, у романа есть вполне удобоваримая экранизация от режиссера Эдриана Лайна с Джереми Айронсом и Доминик Суэйн в главных ролях. При желании можете ознакомиться.
Так вот, прототипом главных персонажей романа «Лолита» стали совершенно реальные люди, чья история в 1948 году «прогремела» во всех криминальных сводках. Брайан Бойд, биограф Владимира Набокова, вспоминал, что когда писатель работал над своим романом, он частенько просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии, в поисках действительно интересного сюжета. И в какой-то момент ему повезло, если так, конечно, можно сказать.
Писателю на глаза попалась история Франка Ласалля, мужчины средних лет, похитившего 11-летнюю Салли Хорнер и державшего ее в плену почти 2 года, пока однажды полиция не обнаружила девочку в одном из отелей Калифорнии. Франк Ласалль, как, впрочем, и герой Набокова Гумберт Гумберт, выдавал Салли Хорнер за свою дочь. В подтверждение того, что именно эта история легла в основу романа, сам Набоков в своей книге, правда, словами Гумберта, но упоминает: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»
Единственный роман Оскара Уайльда «Потрет Дориана Грея» по сей день является неоднозначным и от этого весьма обсуждаемым произведением, интерес к которому не только не ослабевает, а, наоборот, возрастает с новой силой, стоит лишь очередной экранизации выйти в прокат. И это неудивительно...
Великолепный, интересный, захватывающий и, безусловно, страшный роман во многом схож с реальной жизнью ее создателя. Нет, не в плане биографичности происходящих в нем событий, а, скорее, негативного влияния. В романе метафоричный портрет и зависимость от него главного героя привели к полному краху не только жизни самого Дориана, но и всех, кто был ему близок. В реальной же жизни «Портрет Дориана Грея» изрядно подпортил репутацию и доставил немало проблем своему создателю.
Прототипом литературного Дориана Грея стал Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда. Ну, что тут сказать, он был прекрасен, обаятелен, хорошо сложен и обладал внешностью 15-летнего подростка. Поэтому не было ничего удивительного в том, что Оскар Уайльд питал к нему весьма и весьма теплые чувства... Однако подобный союз был обречен на провал, поскольку о близкой дружбе Джона Грея и Оскара Уайльда очень скоро узнала пресса, и разразился ужасный скандал.
Грей был в бешенстве от подобной бестактности со стороны журналистов. Он обратился в суд, требуя публичных извинений от редакции газеты. К слову, его требования были удовлетворены, газета извинилась перед молодым человеком, однако это событие положило конец дружбе Джона Грея и Оскара Уайльда. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича, поэта и выходца из России, они приняли католичество, и через некоторое время Грей стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.
А закончить сегодняшний рассказ мне все же хочется какой-то позитивной историей. Пусть это будет, скажем, Карлсон! Главный герой трилогии «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» хоть и имеет шведские корни, благодаря своей литературной маме Астрид Линдгрен, является одним из самых любимых сказочных персонажей у российских мальчиков и девочек...а также их родителей, естественно. Симпатичный и обаятельный толстячок с моторчиком – образ собирательный и весьма метафоричный.
Одни утверждают, что Карлсон – плод воображения очень одинокого Малыша, которому даже не с кем было поговорить. Другие искренне верят, что подобный персонаж вполне мог жить на одной из крыш Стокгольма и время от времени залетать в гости. А моторчик...что моторчик? Просто у толстячка «золотые» руки! Все эти версии имеют место быть, но существует еще одна, согласно которой прототипом Карлсона, который живет на крыше, стал вполне реальный человек.
Итак, «живое» воплощение Карлсона звали Герман Геринг, и писательница Астрид Линдгрен познакомилась с ним в 1920-е годы, когда он занимался организацией авиашоу в Швеции. Чувствуете связь с «моторчиком», верно? В то время Геринг был известным летчиком-асом, очень обаятельным и харизматичным мужчиной с прекрасным аппетитом и хорошим чувством юмора. Проще говоря, «в полном расцвете сил»! С одной только оговоркой: Герман Геринг был нацистским рейхсмаршалом.
И хотя родственники писательницы всячески отрицают подобное сравнение, на данный момент эта версия является чуть ли не самой правдоподобной из всех. Некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Ее книга о Карлсоне вышла в свет в 1955 году, и прямую аналогию с красавцем-летчиком писательница провести, увы, никак не могла. Однако влияние харизматичного и обаятельного Германа Геринга на появление Карлсона для многих очевидно. Собственно, а почему бы и нет? Моторчик же за спиной стал своеобразной интерпретацией огромного летного опыта Геринга.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii