Найти тему
Дилетец

Масленица и культ Великой Богини Матери.

Считается, что культ великой богини-матери восходит еще с эпохи палеолита, с древнейшего времени, что нашло свое отражение в религиях и мифологиях народов мира. В эпоху неолита образ Великой богини-матери нашел свое продолжение и развитие. Интерес представляет изображение Великой богини матери эпохи верхнего палеолита, известное как статуи «Венеры палеолита». Эти фигурки были вырезаны из костей бивней, мягких пород камня. Так же есть фигурки вылепленные из глины и подвергнутые обжигу. В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту. Типичная палеолитическая «Венера» представляет обычно из себя фигурку с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами, крупными грудями. Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемые или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей. Возникает естественный вопрос, а что это может дать для анализа культа Великой богини матери?! А здесь возникает самое любопытно.

Венеры палеолита.
Венеры палеолита.

При анализе всего этого можно найти поразительное совпадение образа Великой богини матери с образами индийских богов Вивасвата и Ганеша. Вивасват был последним, восьмом, сыном Адити, родившийся уродом без рук и без ног. Старшие братья отсекли у него все лишнее, и так возник прародитель людей. Из оставшихся частей его тела возник слон.Здесь Вивасвата объединило с богом Ганешой искусственное происхождение, округлые формы, связь со слоном, Ганешу обычно изображают с большим животом с головой слона. Версий происхождения бога Ганеши несколько, но в основном это искусственное происхождение. По одной версии богиня Парвати слепила из глины фигурку мальчика и поставила его перед входом в свои покои, по другой версии Парвати сотворила мужского идола из мази куркумы и вздохнула в него жизнь, по третьей версии Ганеша возник из куска ткани подаренной Шивой Парвати. Есть еще одна любопытная версия про происхождении головы Ганеши в виде слона. Был такой демон по имени Гаясура имеющий вид слона. В результате подвижничества демон Гаясара выпросил в дар себе огненное тело, которое жгло врагов, а потоп попросил Шиву поселиться в его животе. Долгое отсутствие Шивы не понравилось его супруги Парвати и пришлось Вишну извалять из живота Гаясары Шиву. Но за это Шива пообещал после смерти демона Гаясары почитать его голову после смерти, тогда Шива поставил голову Гаясары на Ганешу. И здесь как раз важно искусственность происхождения и округлые формы. А если обратится к русской народной сказочной мифологии то там можно и обнаружить персонажи искусственного происхождения округлой формы. Это прежде всего Снегурушка, девочка-репка из сказки «Медведко, Усыня, Горыня, Дубыня», Колобок. Любопытно и то, что девочка-репка, мать Медведко возникла из репки в печи, как и Колобок. В дальнейшем это послужило для возникновении другого сюжета, сжигания в огне женщины, что стало основой обряда на праздник Масленица. В христианстве этот образ нашел свое воплощение в персонаже святой Фекле, которую также неудачно сжигали. Любопытно, то, что в русской сказочной мифологии такого персонажа как героиня, сожженная на костре нет, за то есть такой персонаж в обряде праздников, связь с огнем лишь при появлении, рождении героини, например девочки-репки. В дальнейшем образ Великой богини-матери нашел свое воплощение в образе падчерицы или дочери, племянницы царя, которые должны пройти ряд испытаний. В былинах, в качестве дочери царя, падчерицы выступала Забава Путятишна, аналогичная христианской святой Фёкле. В греческой мифологии, как известно, по одной схеме были ссажены два персонажа Семела, беременная богом Дионисом, и Коронида, беременная богом Асклепием. Если животное бога Диониса, сына Семелы, был козел, то животное бога Асклепия, сына Корониды, был Змей. Но здесь любопытно еще, то, что животное Кадма, отца Семелы, также был Змей. В индийской мифологии Сита, супруга Рудры, которая сожгла сама себя на костре, имела отцом бога Дакшу с головой козла. Это как раз указывает, что культ сожжения женщины на костре был уже в эпоху палеолита, где одним из персонажей был бог-охотник, например индийский бог-охотник Рудра или греческий бог-охотник Аполлон. Но индийский миф указывает, что обряд сожжения женщины связан как раз связан с обрядом жертвоприношения, который в легендах или сказках изображают как обычную пирушку. Но в этой схеме в русских былинах в качестве бога Дакши выступал князь Владимир, бога Рудры — Илья Муромец, а Ситы — Забава Путятишна. Но произошла религиозная революция, в результате которой бог-жрец переместился из явного мира в загробный мир. Один из примеров египетский бог Осирис, который первоначально был богом-царём, свергнутый потом Сетом.

митра - бог из Авесты.
митра - бог из Авесты.

В образе Великой богини-матери четко прослеживается схема эволюции. Сначала она как маленькая девочка родилась в огне, в костре или в печке. Затем она сожглась на костре взрослой девушкой, а уже потом сгорела беременной или с участием молодого человека. Поразительно здесь еще и другое, что в этом мифе очень часто есть устойчивая сюжетная пара мужчина-женщина, это как раз привело к тому, что очень часто в таких сюжетных схемах женщина заменяет мужчину и наоборот. Такой показательный пример можно найти в индийской мифологии, где бог Вишну воплотившись в человека-льва Нарасимху победил царя асур Хираньякашипу, ради его сына Прахлады. Этот поединок, при всем своем внешнем различии, очень похож на поединок богини Кали с асурой Махишой-Буйволом. В этом эпизоде тоже есть свой Прахлада, это бог Шива в образе ребенка. Богиня Кали возникла из пламени гнева богов, которое слилось в огненном облаке, то есть богиня Кали относилась к божествам, рожденным в огне. К тому же богиню Кали, как и греческую Пандору боги наделили дарами. Здесь есть определенное сходство между образом Нарасимхи, аватара бога Вишну, и образом богини Кали. Их связывает искусственное происхождение, что их животное лев. Но самое любопытное, что их можно связать с образом бога Митры. Бог Митра так же искусственно создан, при рождении связан с огнем, а также с животным львом. Да и само имя Митра очень загадочно, в котором увидеть слово «матерь». И здесь как всегда надо учитывать, что со временем происходит трансформация, изменения религий и мифов, поверий, обрядов. А в русских сказаниях, как уже отмечалось, образ священного костра, огня было заменено обычной русской печкой, которая приобрела сакральный смысл. Пример индийский миф, когда царь Хираньякашипу отправил на костер своего сына Прахладу вместе со свой сестрой Холикой, Холика сгорела, а Прахлада был спасен богом Вишну. Как известно это придание стало основой индийского праздника Холи, аналогичного празднику Масленица. Это очень напоминает эпизод из русских народных сказок, когда Баба Яга безуспешно пыталась затолкать Ивана в горящую печь, ей пришлось самой показать, как надо правильно сидеть на лопате, а Иван не долго думая отправил Бабу Ягу в печь. По сути, здесь роль демоницы Холики играла Баба Яга, а роль Прахлады — Иван. В Древней Греции тоже есть предание, где клали младенца в пылающую печь, это делала богиня Деметра, желая сделать ребенка Демофонта (по Гигину — Триптолема) бессмертным. Аналогичная легенда есть и в египетской мифологии. В поисках сундука с телом Осириса Исида пришла в финикийский Гебал. Именно туда на берег вынес сундук с трупом Осириса на росток вереска. Со временем вереск разросся, поглотив в себя сундук с Осирисом. Через некоторое время это дерево увидел царь Гебала Малакандр и повелел из этого дерева сделать колонну для своего дворца. Узнав об этом Исида устроилась нянькой и кормилицей недавно родившегося сына царя Мелакандра и царицы Астарты. Желая даровать младенцу бессмертие она опускала его в волшебное пламя очага. В этой легенде кроме обжигания младенца в огне пламени есть и другой повторяющийся элемент в мифологии, это колонна из вереска с сундуком с трупом Осириса. Эта колонна несколько напоминает другую колонну, колонну из которой вышел бог Вишну-Нарасимха, чтоб покарать царя асур Хираньякашипу. Возможно это случайность, но есть в празднике Масленице неизменный атрибут, масленичный столб, увенчанный колесом, на котором размещали подарки, призы.