Страницы судеб человеческих… Как они волнующи, интересны, загадочны и часто… абстрактны. Что-то когда-то где-то с кем-то происходило. И что? В изменчивом XXI веке люди часто оторваны от родовых корней. Разве что имя бабушки вспомнят. И то не каждый. Только не камышанин Игорь Беккер.
Его семья хранит сведения о своём роде, которому в ушедшем 2021 году исполнилось 255 лет. Вы не ослышались. Пошёл 256-й год с тех пор, как предок Игоря Иоганн Фридрих Фон Штибен с женой Анной Доротеей и детьми переехали на постоянное место жительства в Камышинский уезд Саратовской губернии.
Согласно архивным данным, они прибыли в Камышин 20 июля 1766 года как переселенцы – по приглашению императрицы Екатерины II – из Дорнбурга - Камбурга, получив от неё на обустройство 200 рублей. По тем деньгам – очень крупная сумма!
● Из колонии Бауэр
Сведения подтверждаются архивными данными из Корабельной книги. Если посчитать, сколько людей этого рода за два с лишним века послужили камышинской земле и в ней же упокоились, цифра получится солидная – около 800 тысяч человек.
Любопытный подсчёт от И.А. Беккера: «Всего приехали 6 дядей. В среднем у каждого было по 6 детей. Даже 10 поколений «в таком же темпе» – уже более полумиллиона! В Камышине сегодня проживает уже 13-е поколение».
Труженики сельского хозяйства, производители знаменитой полосатой или с клетчатым рисунком сарпинки в XVIII-XIX вв. (и не только) зарекомендовали себя основательно. Они умели правильно построить свой быт, хорошо поладили с местным населением. ]
Род, берущий начало от Фридриха Фон Штибена, начинал свою трудовую деятельность в немецкой колонии Бауэр, известен в колонии Розенберг (нынешнее село Умет), в Камышине. В конце уже XIX века прадед Игоря Беккера, Василий, женился на Екатерине Рихерт.
Семья, в которой росли семеро детей, побуждала его много трудиться, чтобы прокормить столько ртов. Работал на лесопилке, участвовал в строительстве железнодорожной ветки Камышин – Москва. Василий (Вильгельм) умер в 1922 году, упокоившись в том самом месте, где сейчас расположено Братское захоронение воинов, умерших от ран в госпиталях Камышина в годы Сталинградской битвы.
● Родовое гнездо
Сейчас над его и другими канувшими в Лету могилами проходит пешеходная дорожка. Так вышло, что из этого рода у Игоря сразу две бабушки. Анна Васильевна Беккер (в девичестве Штибен), мать его матери, умерла в казахстанской колонии для принудительных переселенцев 9 мая 1944 года.
Да, судьба поволжских немцев оказалась не столь лёгкой, как сулил ещё императорский Указ. Но об этом чуть позже. Дочь Павлину (маму Игоря) и её сестру взялась воспитывать тётушка – старшая сестра Анны Васильевны, Софья Долингер (в девичестве Штибен). Софья Васильевна заботилась и о маленьком Игорьке, когда тот появился на свет. Сама Софья уже считалась коренной волжанкой – родилась 23 декабря 1895 года в Камышине.
Сохранились воспоминания о том, что, когда в начале ХХ века на окраине города стали высаживать питомник, 11-летняя девочка заявила о желании участвовать в посадке сосен. Софья Васильевна рассказывала Игорю, что на работу её приняли с трудом: маленькая ещё…
В конце недели получала причитающуюся ей заработную плату и несла матери, чтобы та могла прокормить семью, пока отец находился в отъезде. Наследственное родовое гнездо располагалось в районе, который народ окрестил «Брехаловка» (ул. Закирпичная и прилегающая к ней территория). Название происходило от лая большого количества собак, которое воссоздавало атмосферу псарни.
● Трудное время
22 июня 1941 года стало трагедией для всей огромной страны под названием СССР. «С подачи» фашистской Германии началась Великая Отечественная война. Для семьи Штибен-Беккер и других «русских немцев» сентябрь сорок первого отозвался ещё одной страшной бедой.
По указу правительства все граждане немецкой национальности подверглись принудительным репрессиям, а именно выселению в специальную колонию, в Казахстан. «Там навеки упокоились восемь человек моей семьи: прабабушка, бабушка, братья и сестра моей мамы», – говорит Игорь Беккер.
Его деда, Егора Беккера, и двух братьев бабушки – Александра и Василия – призвали на трудовой фронт. В сентябре 1942-го Егор погиб. Примечательно, что роды Штибен и Беккер породнились ещё в ХVIII веке, поженив своих детей.
С тех пор потомственные ветви развивались в тесной взаимосвязи. Семья Беккер даже имела свой родовой герб. После разрешения вернуться из Казахстана на малую родину в 1955-м семейство Штибен-Беккер вновь поселилось в Камышине. Насыщенная послевоенная трудовая деятельность представителей этого большого дружного рода оставила исторический след в жизни города.
● Красен трудом человек
Ещё до войны бабушка Игоря, Софья Васильевна, работала на мельнице поваром. В 1927-м была награждена Сталинской почётной грамотой, которую после её смерти в 1987 году внук передал на хранение в городской музей.
Тётя, Валентина Васильевна Штибен-Соколова, – ветеран труда ХБК, награждена орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного знамени, многими медалями, делегат Всесоюзного съезда профсоюзов.
Мать Игоря, Павлина Егоровна Штибен-Беккер, – ветеран труда, заслуженный работник пищевой промышленности РСФСР, неоднократно удостаивалась награды занесения на Доску почёта города и области. Умерла в 2019 году.
Дядья и тётки – Александр Александрович Штибен, Лидия Александровна и Роза Станислововна Штибен-Павловские – ветераны труда. «Мой брат, Сергей Владимирович Кем, окончив КВВСКУ, прошёл долгий офицерский путь до одного из руководителей Дальневосточного военного округа», – не устаёт вспоминать Игорь Алексеевич.
● Увековечим династии!
Игорь Беккер гордится тем, что и ему довелось внести свой вклад в историю Камышина, а именно в создание мемориала Воинам-интернационалистам, в проведение 28 августа 1992 года первого в Волгоградской епархии крестного хода с участием тогда ещё архиепископа Германа, в освящение места под строительство возрождаемого храма Успения Богородицы.
Игорь Беккер был его первым настоятелем. Он участвовал в возрождении храма Святой Троицы в 3-м городке. Не обошла семью беда и уже в лихие текущие дни. В 2021 году умерла сестра Игоря Алексеевича Любовь Елманова (Штибен).
– Так получилось, что намеченная на 2022 год юбилейная встреча представителей нашего рода по причине пандемии не состоялась. Судьба разбросала многих по разным весям, в том числе и в Германию. Жаль, что не удалось к юбилею перезахоронить на Вознесенское кладбище, в семейную усыпальницу, старейшину нашего рода – Софью Васильевну Штибен-Долингер.
Хотелось бы, чтобы в историческом городе зародилась традиция увековечивания древних родовых династий, которые не по одному, а десятком поколений оставили исторический след в жизни Камышина, – сказал в заключение Игорь Беккер. Пусть будет так!