Почему в детской потешке бабушка угощала ребёнка бражкой? Так много вопросов, так мало ответов. Например, зачем в конце потешки ребёнку поднимают ручки, кто там куда полетел и на голову сел.
Я вам расскажу о двух основных версиях содержания «Ладушек»: обрядную и жуткую. А для начала давайте вспомним текст:
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – кашку.
Что пили? – бражку.
Кашка сладенькая,
Бражка младенькая,
Попили, поели,
Ши-и-и! Полетели,
На головку сели!
Вариантов «Ладушек» существует великое множество. Но мы за основу возьмём этот текст.
Что такое «ладушки»
Под «ладушками» мы обычно понимаем ладошки, которые участвуют в игре с малышом под эту песенку. Но есть один нюанс: слово «ладонь» в русском языке появилось далеко не сразу. Сначала были «длань» и «долонь». А своя потешка с «ладушками» существует и в других славянских языках, которые во времена появления слова «ладонь» уже развивались самостоятельно.
Есть версия, что слово «ладушка» образовалось от слова «лада». «Ладой» ласково называли девушку, невесту, молодую жену, реже — парня, жениха и мужа. Это милое словечко часто встречается в народных песнях и других памятниках культуры. От избытка нежных чувств «ладушкой» могли называть и ребёнка.
Также «дидо-ладо», «ладо» и «лада» были известными песенными напевами. «Ладушки» упоминаются в весенней хороводной песне о любви и браке, во время исполнения которой девушки приглашали в хоровод парней. Поэтому «ладушки» могут быть фиксацией древнего народного напева, имевшего отношение к любви и плодородию.
А самая популярная версия гласит, что «ладушки» восходят к имени славянского божества по имени Лада или Ладо, вотчиной которого были любовь, брак и весенняя пахота. Однако споры о наличии у славян такого божества не утихают до сих пор.
Кто и куда полетел и на голову сел
На Руси встречу весны отмечали народными обрядами. А как понять, что пора её отмечать? Знаковым событием начала весны считали возвращение в родные края птиц. На праздник пекли обрядовое печенье в виде пернатых: жаворонков, куликов, грачиков и т. д.
С печёными птичками играли девушки и дети. Они расставляли повсюду печенье и в шутку ставили его себе на голову, чтобы приманить птиц, а заодно и весну. Поэтому «Ши-и-и! Полетели, на головку сели!». В этой части потешки тоже отражён народный обряд.
А каша-то тоже непростая!
Возможно, в тексте «Ладушек» бабушка — это не родная бабуля малыша, а бабка-повитуха. И она кормит малыша ритуальной кашей, которой раньше кормили при рождении и крещении ребёнка, а также при годовых праздниках.
Весну люди считали началом годового круга, в отношении которого проводили родильные обряды. Получается, что вся наша детская потешка — про весну. Однако есть ещё один взгляд на смысл «Ладушек» и он очень мрачный...
Об этом смысле детям лучше не знать
Другая трактовка потешки отталкивается от версии, что бабушка и малыш живут в разных мирах. И в песенке мир иной «соприкасается ладошками» с миром живых. Поэтому в тексте упоминаются птицы: раньше их считали посредниками между этими мирами, между небом и землёй.
И каша с бражкой — это поминальная еда. Потешка показывает нам ритуальный диалог с предками посредством касания ладонями. Эта версия наглядно объясняет, откуда в детской потешке бражка — напиток, полученный в результате брожения.
Хотя нельзя исключить, что раньше в употреблении детьми бражки не видели ничего плохого, особенно в малом количестве. Ведь бражка — это не обязательно алкоголь. Квас тоже получают брожением.
А теперь поделитесь, какая версия ближе всего вам?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ. Приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте. Другие интересные факты о славянской культуре и истории России ищите по тегу #бр_русская_история (нажмите на него).