Найти в Дзене
Модная переменка

Кружевные воротники эпохи Возрождения мешали есть и пить, но находчивые испанцы смогли исправить ситуацию

Оглавление

Мода – удивительная штука, некоторые её веяния кажутся нелепыми и даже смешными. Наверное, каждый видел на картинах эпохи Ренессанса знатных особ с огромными кружевными воротниками. Несомненно, это один из самых странных предметов европейского гардероба. Он был чрезвычайно красив и элегантен, но при этом жутко нефункционален.

источник: magicshop-in-ua.livejournal.com
источник: magicshop-in-ua.livejournal.com

Подобные воротники появились в Испании в середине XVI века и стремительно распространились по всему континенту. Уже к концу столетия они настолько выросли в размерах, что получили красноречивое название «мельничный жернов». Несмотря на неудобства в ношении, подобные воротники пользовались огромной популярностью – они стали настоящим символом статуса и богатства.

Как появился «мельничный жернов»?

Мода на высокий круглый воротник появилась среди испанской знати в первой половине XVI столетия. Считается, что он трансформировался из кружев, которые украшали горловину рубашки, а затем превратился в самостоятельную часть гардероба. Воротник надевался поверх камзола, он крепился с помощью крючков или пуговиц.

Есть и легенда, связанная с появлением воротника. Якобы его придумала знатная дама, которая сильно переживала из-за некрасивой шеи. Едва ли эта история правдива – подобные воротники поначалу были деталью исключительно мужского костюма, женщины стали их носить позже. В Испании этот аксессуар получил название «горгера», в Англии – «раф», во Франции – «фреза».

источник: novate.ru
источник: novate.ru

Подобные воротники состояли из множества слоёв ткани, плотно прилегающих к шее. Поначалу они имели довольно скромные размеры и обычно были открыты спереди. Эволюция рафа шла по пути увеличения его толщины и диаметра. Уже к концу столетия он мог достигать 30 см, за что воротник получил «мельничный жернов».

Благодаря внушительным размерам, раф создавал иллюзию маленькой головы своего владельца, что считалось признаком «породы» в эпоху Возрождения.

Из Испании раф распространился по всей Европе. Особую популярность воротники получили в Англии. Женщины могли носить сразу два воротника – раф и стоячий из кисеи. В Голландии раф стал частью повседневной одежды зажиточных слоёв общества и оставался в употреблении, когда в других странах о нём давно забыли.

источник: vk.com/zabitoe_vremenem
источник: vk.com/zabitoe_vremenem

Церковь порицала ношение рафов, считая их символом гордыни и алчности. Многие христианские проповедники угрожали модникам разными небесными карами. В конце концов испанский монарх Филипп IV полностью запретил рафы. К середине XVII века мода на «мельничные жернова» постепенно сошла на нет, на смену им пришли стоячие веерообразные воротники «а-ля Медичи».

Как делали воротники?

Рафы изготавливали из тонкого белого полотна, которое зачастую украшалось кружевами. Ткань располагалась в несколько ярусов, внешняя часть воротника нередко обшивалась золотой нитью или выполнялась в форме зубчиков. Со временем зубчики становились все ажурнее, а количество кружев – возрастало. Воротники могли быть белыми или выкрашиваться в разные цвета с помощью натуральных красителей.

С увеличением диаметра воротника перед модниками встал вопрос о его устойчивости. Его решали с помощью проволочных или деревянных каркасов. Основой для рафа служил ещё один воротник – голилья, который также имел проволочный каркас.

источник: vk.com/zabitoe_vremenem
источник: vk.com/zabitoe_vremenem

Английские придворные первыми додумались крахмалить воротники, благодаря чему они долго держали форму. Также британцы придумали специальные щипцы для укладки рафа. Это было целое искусство, которому знатных дам обучали на платных курсах. Говорят, что у британской королевы Елизаветы был специальный человек, который крахмалил и плоил воротники её величества. Существовали целые мастерские по уходу за рафами.

Понятно, что подобные воротники стоили баснословно дорого и были доступны лишь высшей знати или придворным чиновникам. Для их изготовления использовалась тончайшая ткань и лучшие кружева. Число сшитых слоёв могло достигать пятидесяти штук. По воспоминаниям современников, иногда такой воротник стоил дороже целого платья. Один английский монарх даже просил на новый раф деньги у парламента.

Добровольная пытка

Заявить, что раф был неудобен в повседневной носке – значит не сказать ничего. Он стеснял движения, натирал шею, уменьшал обзор и не давал нормально дышать. Жёсткость воротника заставляла владельца постоянно держать спину максимально ровной.

Но хуже всего раф подходил для приёма пищи. Рука с куском пищи или кубком вина просто не могла нормально дотянуться до рта. Однако находчивые испанцы нашли выход из положения – так благодаря рафам в обиход вошла привычная нам вилка.

источник: kak-nazyvaetsya.ru
источник: kak-nazyvaetsya.ru

Сегодня рафы используются только в качестве элемента церемониального костюма. Его носят священники в скандинавских странах, хористы в англиканской церкви. Воротник, часть традиционного театрального костюма Пьеро.

Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал "Модная переменка", чтобы не пропустить полезную и интересную информацию.
Поддержите автора лайком, так вы помогаете развитию канала.
Благодарю!