К концу семидесятых актриса Нонна Мордюкова была уже одной из самых ярких советских кинозвёзд. Ей часто доверяли роли непростые, где приходилось перевоплощаться в женщин с тяжёлой судьбой, а Нонне порой хотелось какого-то баловства на экране.
Из выпуска подкаста узнайте, как карате помогло Римме Марковой попасть в «Родню».
Познакомившись с драматургом Виктором Мережко, актриса попросила его при случае написать сценарий под неё, и тот спустя несколько лет просьбу выполнил, написав сценарий «Родня». Причём
историю Мережко отчасти изложил реальную: характер и некоторые похождения главной героини, которую и должна была играть Мордюкова, он позаимствовал из жизни своей тёщи.
Сценарий Нонне Мордюковой очень понравился: прежде ей не доводилось играть таких самобытных героинь.
Виктор Мережко предложил стать режиссёром новой картины Никите Михалкову. Тот сценарием заинтересовался, но перспектива работать с Мордюковой его смущала: артистка славилась своенравность. В свою очередь, Мордюкова, узнав, что ленту будет снимать Михалков, засомневалась:
она, тогда ещё не будучи знакомой с режиссёром, относила его к разряду избалованной «золотой молодёжи».
Но в итоге оба всё-таки согласились.
Первая встреча режиссёра и актрисы прошла неудачно:
выяснилось, что главную героиню они видят совершенно по-разному.
Мордюкова хотела играть женщину красивую, броскую, яркую, Михалков же был уверен, что героиня — это типичная рыночная торговка, что и попытался внушить артистке. Та оскорбилась и ушла, заявив, что уступает роль давней подруге Римме Марковой. Но через несколько дней она всё-таки вернулась и дала согласие. Римма Маркова, кстати, в ленту тоже попала, сыграв небольшую роль гостиничного администратора. Тут ещё надо отметить, что
в ходе съёмок между Михалковым и Мордюковой конфликты возникали регулярно, но к финалу они так сдружились, что впоследствии ещё не раз работали вместе.
Остальных исполнителей Михалков подбирал уже под Мордюкову. Одной из первых попала в группу Светлана Крючкова, приглашённая на роль дочери героини Мордюковой. Без раздумий взял в фильм Михалков и Юрия Богатырёва, с которым был знаком ещё со студенческих времён и которого снимал почти в каждой своей картине.
Многие даже называли Богатырёва талисманом режиссёра, что наверное, было недалеко от истины.
А ещё режиссёр неожиданно позвал студента Щепкинского училища, которого случайно заметил в коридорах студии. Студент до того снялся в одном небольшом эпизоде, и фильм «Родня» фактически стал его кинодебютом. Коллеги по площадке потом вспоминали, что
в начинающем актёре явно ощущался потенциал, многие считали, что он скорее всего спустя годы станет известным.
Предчувствия мэтров оправдались: студент Олег Меньшиков через время действительно превратился в одну из отечественных знаменитостей и постоянно снимался у Михалкова, став его новым талисманом (поскольку Юрий Богатырёв, увы, рано ушёл из жизни).
Необычную для себя роль сыграл в «Родне» Иван Бортник. Изначально на роль бывшего мужа главной героини пробовался Олег Борисов, но по ряду обстоятельств его заменили. В итоге для Бортника картина стала одной из самых значительных в кинокарьере.
С ролью экранной внучки Мордюковой случился казус.
Изначально Виктор Мережко предложил, чтобы ею стала его дочь,
и Михалков согласился. Но потом почему-то решил, что девчушку должен сыграть мальчик. Это был восьмилетний Федя Стуков, с которым режиссёр познакомился чуть раньше: Федя снялся у него в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» в образе юного Обломова.
Апофеозом истории стал эпизод в ресторане, где снялась практически вся группа.
В роли официантов появились сам Никита Михалков и его давний соратник и помощник Александр Адабашьян, а крошечную роль повара сыграл Павел Лебешев, оператор, постоянно работавший с Михалковым.
Лебешев в жизни слыл потрясающим кулинаром и регулярно потчевал коллег вкусностями, так что Михалков решил эту его особенность использовать в кино. Остальных работников кухни изображали другие участники съёмок: гримёры, осветители, декораторы.
Когда фильм завершили, он традиционно отправился на худсовет. Но чиновники творение не оценили и потребовали внести почти три десятка поправок. Михалков на уступки идти отказывался, и
худсовет пригрозил, что его отстранят и возьмут другого режиссёра, чтобы ленту перемонтировали.
Но, к счастью, коллеги по цеху проявили солидарность и переделывать «Родню» отказались, и в начале 1982 года она вышла в прокат. Как бывало в советском кино нередко,
мнения критиков и зрителей разошлись: первые картину разнесли, а вот вторые приняли благосклонно.
В персонажах зрители узнавали себя, родственников, друзей, а ситуации, в которых оказывались герои, были знакомы многим. И даже сейчас, спустя без малого 40 лет после выхода, «Родня» почти не устарела, и, если исключить некоторые бытовые детали, смотрится современно.
А вы считаете, что быть одинокой женщиной неприлично, как это утверждала в «Родне» героиня Светланы Крючковой? Когда-то действительно это было так, но ведь сегодня времена изменились. Или нет?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296