Найти тему
Не учебник истории.

"Никакая выдумка не может отразить такую подлинную и трогательную историю любви..."

Вероятно, почти никто не знал бы, кто такой Ханс Аксель фон Ферзен, имя, которое появляется в биографии Стефана Цвейга, написанной о Марии-Антуанетте. Но, потянув эту тонкую нить, можно обнаружить, что этот шведский граф не только поддерживал с Марией-Антуанеттой нерушимую и отнюдь не легкомысленную любовную связь, но и был фундаментальным связующим звеном в дипломатических отношениях между Швецией и Францией во времена народных революций против монархий.
Его Превосходительство Достопочтенный лорд граф Аксель фон Ферсен, одетый в мантию шведского тайного советника, с рыцарским воротником ордена Серафимов и Командорским Большим Крестом ордена Меча на шее..wikipedia.org
Его Превосходительство Достопочтенный лорд граф Аксель фон Ферсен, одетый в мантию шведского тайного советника, с рыцарским воротником ордена Серафимов и Командорским Большим Крестом ордена Меча на шее..wikipedia.org

Кем же был Ханс Аксель фон Ферзен?

А был он аристократом, сыном одного из самых влиятельных политиков королевства Швеции, который получил превосходнейшее образование и имел в своем распоряжении немалое состояние. Кроме того, он был одним из самых красивых мужчин своего времени. Однако все, что предлагала ему жизнь, он пожертвовал во имя личной преданности.

До определенного момента, единственным, кто во весь голос говорил о графе фон Ферзене, был Стефан Цвейг, в его биографическом романе "Мария Антуанетта". Аксель фон Ферзен привлек к себе внимание, в частности, из-за того, что он пытался спасти жизнь королевы. Чем глубже вчитываешься в строки, цитируемые с пожелтевших листов старинных писем, тем глубже проникаешь в характер, тем более романтичным и необыкновенным кажутся его жизненные перипетии.

Но не любовная история с Марией-Антуанеттой- самое большое достижение в жизни этого шведского графа. Он был человеком, который, несмотря на свое происхождение и образование, никогда не руководствовался политическими убеждениями или классовыми интересами, но действовал из необычайного врожденного чувства дружбы и верности. Именно эта черта делает его гораздо более универсальным, противоречивым и близким. Помимо Марии-Антуанетты, Кэтрин Лейель, и танцовщица Леонора Салливан, были двумя самыми важными женщинами в его жизни. В разгар революционного конфликта он организовал целую контрреволюционную сеть, но, исключительно для спасения друга, но не монархии. Его верность Густаву III, несмотря на вражду между королем и его отцом, побудила его защитить династические права сына и внуков короля. И это стоило ему жизни. На самом деле, его жизнь и смерть отдают дань уважения его чувству верности и дружбы.

Аксель фон Ферсен в мантии Королевского ордена Меча, миниатюра 1798 года работы Никласа Лафренсена. en.wikipedia.org
Аксель фон Ферсен в мантии Королевского ордена Меча, миниатюра 1798 года работы Никласа Лафренсена. en.wikipedia.org

Тем не менее, история любви Акселя и Антуанетты - одна из тех, которые делают эпоху…

Никакая выдумка не может отразить такую подлинную и трогательную историю любви. Достаточно двух фактов, чтобы подтвердить это: когда Мария-Антуанетта собирается покинуть свою тюрьму, чтобы подняться на эшафот, одна из последних заметок, которые она пишет, отправляется Акселю фон Ферзену. Несмотря на нервную каллиграфию этого письма можно прочитать, прощание и признание в любви: "Прощай, мое сердце полностью принадлежит вам".

Когда почти двадцать лет спустя любопытные и полиция окружают растерзанное толпой тело Акселя фон Ферзена: на нем остается лишь один чулок, но в одном кулаке он держит прядь волос Марии-Антуанетты, которую он всегда носил с собой, а в другом-часы с инициалами обоих, которые она подарила ему. Их отношения, конечно, были совсем не легкомысленными.

Убийство фон Ферзена. en.wikipedia.org
Убийство фон Ферзена. en.wikipedia.org

Сама же Мария-Антуанетта-персонаж, более окруженный легендой, нежели историческими фактами. Она вся будто соткана из мифов: от "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные“, фраза, которая ложно приписывалась ей веками, до совершенно невероятного ”Дела об ожерелье". Так как же выглядела настоящая Мария Антуанетта?

Мария-Антуанетта на портрете, сделанном Элизабет Виге Ле Брун в 1778 году. es.wikipedia.org
Мария-Антуанетта на портрете, сделанном Элизабет Виге Ле Брун в 1778 году. es.wikipedia.org

Изображение, которое легенда завещала нам о Марии Антуанетте, совершенно ложно. История об ожерелье известна, прежде всего, благодаря творчеству Дюма, и, на самом деле, она очень близка к истине. Одна из самых дерзких попыток мошенничества в истории, увенчавшаяся неслыханным успехом. Однако, королева не имела к ней ни малейшей причастности. Более того, она узнала об этой офере одной из последних. Королева еще при жизни стала жертвой негативной пропаганды, организованной не без участия герцога Орлеанского и брата короля герцога Прованского. Мария Антуанетта не сумела извлечь пользу из образования, которое пытались дать ей мать, Мария Терезия и французский двор. От природы она не была особенно красивой..., но мы знаем, что она обладала почти магнетическим природным обаянием, ненавидела этикет, демонстрировала большое мужество и была самоотверженной матерью. Революционная пропаганда дошла до того, что обвинила ее в особо непристойных отношениях с собственным малолетним сыном. Конечно, это обвинение было ложным, но дело в том, что этот необоснованно сформировавшийся образ сумел укрепиться в умах французского и мирового народов. До сих пор выявляются серьезные попытки реабилитировать образ Марии Антуанетты, что является доказательством того, что сделать это необходимо.

Последний, незаконченный портрет Марии Антуанетты. Единственный, сделанный во время жизни в Тюильри. Александр Кухарский. commons.wikimedia.org
Последний, незаконченный портрет Марии Антуанетты. Единственный, сделанный во время жизни в Тюильри. Александр Кухарский. commons.wikimedia.org

Говорят, Мария Антуанетта стала жертвой некого проклятия: "Ей суждено жить в интересную эпоху..."

Бесспорно, им "посчастливилось" быть в неподходящем месте в неподходящее время, особенно учитывая их социальное положение. В остальном мы вряд ли найдем в истории более интересный сценарий, чем Париж конца XVIII века. В значительной степени мы все еще живем в нем...

Это было время, когда благосостояние население было так низко, что, вековое покорное терпение переросло в безмолвное возмущение, а вскоре перешло в отчаяние.

Самое удивительное при изучении личного пути Акселя фон Ферзена было обнаружить, что политические, дипломатические и военные движения, которые история приписывает королям, государственным деятелям и правительствам, на самом деле связаны с личным стремлением анонимных персонажей, которые не получили места в официальной истории. Бегство королевской семьи в Варенн было делом рук любовника королевы (Аксель), танцовщицы, которая была любовницей любовника королевы (Леонора Салливан), любовника любовницы любовника королевы, в то время английского шпиона (Квинтин Крейфурд), неизвестной баронессы (де Корф)и русского посла (Симолин)… Если бы они продвинулись еще всего лишь на шестнадцать лье, эта клика изменила бы ход истории, а мы... мы бы точно также, как и сегодня почти ничего не знали бы о них.

Арест королевской семьи в доме регистратора паспортов в Варенне, в ночь с 21 на 22 июня 1791 года (Томас Сокол Маршалл, 1854). es.wikipedia.org
Арест королевской семьи в доме регистратора паспортов в Варенне, в ночь с 21 на 22 июня 1791 года (Томас Сокол Маршалл, 1854). es.wikipedia.org

Закончить сегодняшнюю публикацию хочется отрывком из письма Ферзена, которое отражает глубокую меланхолию Ферсена во время его добровольного изгнания в Америку, чтобы не опорочить честь своей возлюбленной, королевы Франции, Марии Антуанетты Австрийской:

"...Меня интересует только любовь, а не ее природа. Мне показалось не существенным, как добиться ее, но то, что она пришла ко мне. Я оставляю химикам и некромантам удовлетворение от открытия их первоначальной сущности. Погруженные в свои собственные вопросы, они никогда не получат подлинных ответов, поскольку чувства не изучаются и не измеряются. Достаточно иметь и питать их. И делает это каждый по своему усмотрению, чтобы испытать их. И я говорю, что со страстью алхимика смешиваю в плавильном котле моего прошлого образы, ароматы и прикосновения, которые жадно впитывали мои чувства, а мой разум с усердием сохранял, и все они переживали со мной мои дни расквартирования в Ньюпорте”.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.

Марию Антуанетту ведут на гильотину (музей Французской революции). es.wikipedia.org
Марию Антуанетту ведут на гильотину (музей Французской революции). es.wikipedia.org